Если оценить лишь то, чем мы уже обязаны этой дисциплине, то лишь на одном этом основании она заслуживает особого внимания. Однако, как это ни парадоксально, она лишь упоминается в списках научных дисциплин, граничащих с юридической социологией. В действительности взаимосвязь социальной правовой психологин и юридической социологии значительна. И это — следствие связи юридической социологии с социальной психологией в целом34. Нетрудно определить предмет этой последней. Она изучает коллективную психологию, явления индивидуальной психологии в их комплексе, межличностную психологию. Практически поэтому она неотделима от социологии, которая исследует те же проблемы и теми же методами. Это положение бесспорно, поскольку социология уже давно отбросила дюркгеймовский запрет анализировать социальные факты в психологическом плане. Юридическая социология еще в меньшей степени подчиняется этому запрету. Юристы, обратившись к социологическим исследованиям, оперировали многими понятиями, требовавшими психологического анализа: например, соотношение права и правомочия, договор и вина, основания соглашения и пороки воли (то, что социологи называют мотивацией), не говоря уже о таких биполярных отношениях, как «муж—жена», «кредитор—должник», «истец—ответчик» и т. д. Как следствие, исследователи-юристы сближали социологию и психологию. Было бы ненаучным расчленять единое правовое явление между двумя дисциплинами, отдавая тело социологии, а душу — психологии. Таким образом, юридическая социология с достаточным основанием и без дальнейших объяснений берет на себя исследова-
|
|
62
ния, которые могут быть отнесены к социальной правовой психологии •— правовой социопсихологии или правовой психосоциологии.
Национальная правовая психология
На стыке психологии и этнологии сложилась научная дисциплина о правовой психологии отдельных народов. Ее называют также этнопсихологией. На основе анализа господствующих форм поведения в определенной культурной группе (нации, племени, общине и т. д.) и путем сравнения с другими сопоставимыми группами этнопсихология стремится обнаружить психологические черты, которые можно было бы считать общими для всей рассматриваемой группы в целом. Во все времена существовала порождаемая обыденными ощущениями и интуицией народная психология, выраженная и в юридическом поведении, и в отношении к праву. Это нашло отражение и в литературных источниках. Например, римляне окрестили карфагенян бесчестными контрагентами, а изречение из старого французского права гласит: «Житель Ле-Мана стоит полутора нормандцев». Подобные афоризмы отмечены печатью ксенофобии, порождаемой этноцентризмом. Тем не менее их систематизированное изучение позволяет по контрасту увидеть, какие юридические ценности рассматривались народом — автором этих афоризмов как фундаментальные.
|
|
Как наука национальная правовая психология появилась в начале нашего века с выходом в свет фундаментального многотомного труда Вильгельма Вундта «Психология народов». Первый том увидел свет в 1900 г., а девятый, посвященный праву, в 1918 г. Сегодня национальная правовая психология рассматривается как необходимое дополнение сравнительного правоведения. И действительно, разве не бывает так, что законы, отличающиеся от страны к стране, приобретают тем не менее одинаковое значение благодаря совпадению психологического их восприятия в этих странах. И наоборот, бывает так, что тот же самый правовой институт, перенесенный в другую страну, претерпевает существенные метаморфозы вследствие психологической реакции, вызванной им35.