проводят для выявления фактического удовлетворения спроса населения наотдельные товары. Для этого используют следующие методы:
а) учет продажи товаров по материалам инвентаризации – проводят для определения фактической продажи отдельных товаров за большие периоды. Для этого используют формулу товарного баланса:
Р = Зн + П - Зк - Др, где
Р - реализация товаров за определенный период;
Зн - запросы товаров на начало периода;
П - поступление товаров за этот период;
Зк - запас товаров на конец;
Др - документированный расход и естественная убыль, где
Р - реализованный спрос, ТЗн – товарные запасы на начало периода учета, П -поступление товаров за период учета, В – прочие выбытия товаров, ТЗк – товарные запасы на конец периода учета.
Недостаток – не дает возможности выявить структуру спроса по отдельным признакам товара (цвету, росту, предприятиям-изготовителям).
б) анализ товарных запасов – для выявления товаров, завезенных в магазин в излишних количествах.
в) Методы непосредственной регистрации продажи товаров:
|
|
-учет продажи по отрывным ярлыкам, двойным ярлыкам;
-учет продажи по ярлыкам-вкладышам;
-учет продажи товаров по товарным (мягким) чекам;
-регистрация проданных товаров по данным продажи или по товарным остаткам;
-учет продажи при расчетах с покупателями с применением контрольно-кассовых машин;
-учет продажи с помощью компьютерных систем;
-изучение длительности пребывания товаров в магазине.
Учет неудовлетворенногоспроса
ведут с целью выявить круг товаров, на которые спрос неудовлетворен; установить конкретные причины неудовлетворения спроса; определить размер неудовлетворенного спроса.
Основными причинами неудовлетворенного спроса могут быть:
-отсутствие в продаже необходимых потребителям товаров;
-слишком высокие цены на товары, не соответствующие доходам населения.
Для этого в магазинах могут вестись специальные книги, куда заносятся заявки покупателей на товары, отсутствующие в продаже. При поступлении этих товаров покупателей извещают по телефону или с помощью почтовых открыток. Этот прием заказов осуществляется в следующей форме:
-Ф.И.О. покупателя.
-Адрес и телефон.
-Наименование товара и его характеристика.
-Дата извещения покупателя.
-Дата выполнения заказа.
Могут быть использованы специальные карточки, которые покупатели заполняют и опускают в специальный ящик, книги «замечаний и предложений»; книги неудовлетворенного спроса, устные и письменные анкетные опросы, беседы с покупателями.