Понятие о стрессе и стрессоустойчивости

Стресс и напряжение стали частью современной жизни. В современном мире каждый человек вносит разного рода коррективы в свою социальную, психологическую, экономическую и другие сферы жизни. В последние годы эти проблемы адаптации приобрели многогранный характер в силу таких многофакторных причин, как индивидуализация, урбанизация, индустриализация и многие другие. Даже школьники находятся в постоянном стрессе из-за конкуренции и родительских требований [21].

Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования. Это окружающая нас вокруг действительность: работа, окружающая среда и личная жизнь. Стресс стал неизбежным спутником сегодня во всех областях жизни. Его управление и преодоление стало большой проблемой для физиологов, психологов, психиатров и врачей. В тяжелом состоянии стресса, человек достигает точки, где физические процессы серьезно затронуты, психические процессы путаются и эмоциональное состояние хаотично. Вопросы типа: «Что делать и чего не делать? Как это сделать? Зачем делать? Где делать?» изображают состояние стресса [30].

Если говорить обыденным языком стресс - это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка.

Когда привычный ход вещей нарушается любым нововведением для психики малыша. Причиной стресса у детей становится, как правило, необходимость разлучаться с близкими людьми, начиная от похода в детский сад и заканчивая самостоятельным посещением туалета, перемены в привычном течении жизни и, кстати, на третьем месте по распространенности - телевизионные программы. Часто неизбежные стрессы связаны с расставанием, посещением врача или парикмахера, больницей. Отношение ребенка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый - дети заражаются от тревожности родителей [1].

Теоретические и эмпирические рамки слова «стресс» определяются Оксфордским словарем как «состояние дел, связанное со спросом на физическую или психическую энергию; состояние обстоятельств (не всегда неблагоприятных), которое может нарушить нормальное психологическое и физиологическое функционирование индивида». Говоря медицинским языком, «стресс» определяется как возмущение гомеостатического тела. Это требование к уму-телу возникает, когда оно пытается справиться с непрекращающимися изменениями в жизни. Стресс рассматривается как класс стимулов, которые тем или иным образом угрожают человеку и тем самым вызывают нарушения в его поведении [2].

Согласно О.Брауну и Энтони МакГиллу, стресс определен как ответные события, которые угрожают, или бросают вызов человеку.

С.Фолкман и Р.Лазарус раскрывали понятие «психологический стресс» как особые отношения между индивидом и окружающей средой, которые оцениваются человеком как чрезмерные или превышающие его ресурсы и угрожающие его благополучию [3].

Д.Гейлорд и Суэтерс определяют стресс с помощью биопсихосоциального подхода, предполагая, что стрессовые реакции влияют на эмоциональное, физиологическое и когнитивное состояние индивида. Таким образом, это определение описывает стресс как реакцию [4].

Существует два измерения стресса.

1) Положительное измерение напряжения, которое известно как «эустресс». Эустресс приводит к творческим способностям и продуктивности.

2) Дисстресс - это негативный аспект, который носит очень тяжелый характер и может привести к повреждению организма.

Существует три компонента стресса:

· разочарование;

· конфликт; 

· давление.

Биологические условия и психологические барьеры могут препятствовать удовлетворению наших потребностей и достижению наших мотивов, что приводит к разочарованию. При выборе той или иной альтернативы из противоречивых потребностей человек может быть вынужден отложить принятие решения на несколько дней, недель или, возможно, месяцев, прежде чем он решит, что делать.

Подход избегания конфликта, вероятно, вызовет более серьезный стресс [5].

Помимо разочарования и конфликтов, одним из основных источников стресса является также внутреннее и внешнее давление.

Ганс Селье популяризировал теорию реагирования на стресс, определяя стресс как неспецифическую физиологическую реакцию на любое требование, предъявляемое к организму. Г.Селье считал что стресс - это влияние износа на организм из-за различного уровня требований, предъявляемых к человеку, описал физиологическую реакцию на стресс как общий адаптационный синдром и предположил, что реакция человека на стресс проходит три стадии: тревога, сопротивление и истощение.

Стадия тревоги возникает, когда человек впервые распознает наличие стресса. Поначалу физиологическая защита человека низка, и возникает первоначальный шок, сопровождающийся потерей мышечного тонуса, понижением температуры и кровяного давления. По мере того, как индивидуум начинает строить защиту в форме повышенного артериального давления, температуры, частоты сердечных сокращений, мышечного тонуса и гормонов, возникает вторая стадия - резистентность (сопротивление) [22].

На стадии сопротивления индивид пытается справиться со стрессом, бороться с ним и устранить его, выделяя наиболее подходящие телесные защиты для адаптации к стрессору. Если стадия сопротивления продолжается, а стрессор остается угрозой, конечное количество энергии адаптации и защитные силы организма человека постепенно разрушается, то это приводит к третьей и последней стадии - истощению. На стадии истощения физиологическая защита человека истощается, оставляя человека уязвимым для болезней и потенциальной смерти [24].

Признаки стресса могут быть когнитивными, эмоциональными, физическими или поведенческими. Ганс Селье заявляет что, умственные напряжения, фрустрации, неуверенность, бесцельность являются одними из самых разрушающих стрессоров. Психосоматические исследования показывали то, как часто они причиняют головные боли, мигрени, пептические гнойники, сердечные приступы, гипертензию, умственное заболевание, суицид или как раз безнадежное несчастье. Исследования некоторых ученных указывают на то, что люди во многом различаются в том, что касается их реакции на различные виды стресса [6].

 Психологическая выносливость - это устойчивость к стрессу, тревоге и депрессии, в том числе способность противостоять горю, другими словами - стрессоустойчивость. Согласно С.Мадди, С. Кобаса «выносливость - индивидуальная черта, которая действует как буфер между жизненными стрессорами и реакцией индивида на них». Поэтому она становится актуальной и требует интенсивного анализа со стороны педагога-психолога для изучения различий в различных компонентах и измерениях стресс-помощи в преодолении стресса [3].

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. Чтобы понять это определение, нужно сперва объяснить, что мы подразумеваем под словом "неспецифический". Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потерю тепла с поверхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Если мы съели слишком много сахара, и содержание его в крови поднялось выше нормы, мы выделяем часть и сжигаем остальное, так что уровень сахара в крови нормализуется. Каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием [28]. Однако независимо от того, какого рода изменения в организме они вызывают, все эти агенты имеют и нечто общее. Они предъявляют требования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса [7].

Из этого можно сделать вывод, что стресс - это не просто нервное напряжение. Стресс - это ответ организма или какой-либо живой системы, ткани на предъявленное к нему требование. Если изменились условия - нужно к ним приспособиться, вот основная и конечная цель такого ответа. Такое определение стресса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: