В результате проведенной методики «Страхи в домиках» (М.А.Панфиловой) с детьми были получены следующие результаты, представленные в диаграмме 2.2
Рисунок 2.2 Результаты, проведенные в группе детей по методики «Страхи в домиках» (М.А.Панфиловой)
На данном рисунке изображены страхи детей. После обработки результатов, проведенной методики, видно, что у большинства детей преобладает медицинский страх.
Как можно видеть на Рисунке 2.2 по результатам анализа в группе детей преобладают:
· Медицинские страхи – 77%
· Социально-опосредованные страхи – 11%
· Страхи животных и сказочных персонажей – 8%
· Пространственные страхи – 4 %
Уровневые значения по данной методики составляют:
· Коэффициент страха = 7,6
· Средний уровень страха – 55%
· Низкий уровень страха – 45%
· Высокий уровень – 0%
Таким образом, результаты методики «Страхи в домиках», проведенной в группе детей, свидетельствуют о наличии определенных видов страха с коэффициентом – 7,6, что является нормой для данной групповой категории. Преобладают, как видно по результатам, медицинские страхи (77%), чуть с меньшими процентами идут социально-опосредованные страхи, страхи животных и сказочных персонажей, пространственные страхи.
В результате проведения исследования уровня стресса у детей методом экспертной оценки, были получены следующие результаты, представленные в таблице 2.3
Таблица 2.3 Результаты с помощью метода экспертной оценки
№ | Инициалы ребенка | Баллы | Уровень стресса |
1 | Никита Ч. | 0 | Низкий |
2 | Данил Р. | 2 | Низкий |
3 | Олег А. | 4 | Умеренный |
4 | Софья Б. | 1 | Низкий |
5 | Софья В. | 0 | Низкий |
6 | Наташа В. | 0 | Низкий |
7 | Коля В. | 2 | Низкий |
8 | Света Д. | 1 | Низкий |
9 | Маша З. | 3 | Умеренный |
Продолжение табл.2.3
10 | Саша К. | 3 | Умеренный |
11 | Настя Н. | 0 | Низкий |
12 | Игорь Л. | 1 | Низкий |
13 | Даша М. | 4 | Умеренный |
14 | Рома М. | 2 | Низкий |
15 | Ваня П. | 2 | Низкий |
16 | Гена П. | 1 | Низкий |
17 | Полина П. | 3 | Умеренный |
18 | Денис Е. | 0 | Низкий |
19 | Андрей К. | 0 | Низкий |
20 | Оля А. | 1 | Низкий |
Результаты исследования, которые представлены в табл. 2.3, можно пронаблюдать в гистограмме, которая отображает уровень стресса.
Рисунок 2.3 - Уровень стресс у детей (результаты метода экспертной оценки).
На данном рисунке изображен уровень стресса детей. После обработки результатов, проведенной методики, видно, что в данной группе преобладает низкий уровень стресса.
В результате проведенной диагностики уровня стресса у группы из двадцати человек были выявлены следующие результаты:
· Низкий уровень стресса был выявлен у 75%;
· Средний уровень стресса составляет 25%;
· Высокий уровень стресса составляет 0%
В результате проведенного тест-опросника родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) с двадцатью родителями были получены следующие результаты, представленные в табл. 2.1
Таблица 2.1. Результаты по каждому параметру по тесту-опроснику родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)
Результаты родителей | |||||
Ф.И Ребенка | Принятие/ отвержение | Кооперация | Симбиоз | Контроль | Отношение к неудачам |
Никита Ч. | 27 | 5 | 4 | 5 | 2 |
Данил Р. | 15 | 3 | 2 | 7 | 7 |
Олег А. | 18 | 1 | 2 | 7 | 7 |
Софья Б. | 14 | 5 | 3 | 7 | 5 |
Софья В. | 17 | 6 | 5 | 5 | 3 |
Наташа В. | 14 | 3 | 5 | 5 | 3 |
Коля В. | 7 | 3 | 1 | 7 | 6 |
Света Д. | 16 | 3 | 4 | 7 | 7 |
Маша З. | 24 | 7 | 7 | 5 | 2 |
Саша К. | 12 | 6 | 5 | 5 | 6 |
Настя Н. | 15 | 2 | 3 | 5 | 2 |
Игорь Л. | 20 | 5 | 2 | 7 | 2 |
Даша М. | 15 | 2 | 4 | 5 | 4 |
Рома М. | 12 | 5 | 5 | 7 | 5 |
Ваня П. | 18 | 4 | 6 | 5 | 3 |
Гена П. | 24 | 5 | 3 | 5 | 1 |
Полина П. | 17 | 4 | 4 | 7 | 8 |
Денис Е. | 15 | 3 | 5 | 5 | 3 |
Андрей К. | 17 | 5 | 5 | 7 | 8 |
Оля А. | 18 | 5 | 3 | 7 | 7 |
Таблица 2.2 Уровни по каждому респонденту и по каждому критерию
Результаты родителей | |||||
Ф.И Ребенка | Принятие/ отвержение | Кооперация | Симбиоз | Контроль | Отношение к неудачам |
Никита Ч. | Высокий | Средний | Средний | Средний | Низкий |
Данил Р. | Средний | Средний | Низкий | Высокий | Высокий |
Олег А. | Средний | Низкий | Низкий | Высокий | Высокий |
Софья Б. | Средний | Средний | Средний | Высокий | Средний |
Софья В. | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний |
Наташа В. | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний |
Коля В. | Низкий | Средний | Низкий | Высокий | Средний |
Света Д. | Средний | Средний | Средний | Высокий | Высокий |
Маша З. | Высокий | Высокий | Высокий | Средний | Низкий |
Саша К. | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний |
Настя Н. | Средний | Низкий | Средний | Средний | Низкий |
Игорь Л. | Средний | Средний | Низкий | Высокий | Низкий |
Даша М. | Средний | Низкий | Средний | Средний | Средний |
Рома М. | Средний | Средний | Средний | Высокий | Средний |
Ваня П. | Средний | Средний | Высокий | Средний | Средний |
Гена П. | Высокий | Средний | Средний | Средний | Низкий |
Полина П. | Средний | Средний | Средний | Высокий | Высокий |
Денис Е. | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний |
Андрей К. | Средний | Средний | Средний | Высокий | Высокий |
Оля А. | Средний | Средний | Средний | Высокий | Высокий |
Результаты исследования, которые представлены в табл. 2.2, можно пронаблюдать в гистограмме, коротая, отображает уровень родительских отношений
Рисунок 2.1 Результаты родительского отношения (тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин)
На данном рисунке изображены результаты родительского отношения. После обработки результатов, проведенной методики, видно, что отношение родителей к детям эффективное (оптимальное)
При анализе результатов видно:
1. По шкале принятие/отвержение:
· Низкий уровень - 5%
· Средний уровень – 80%
· Высокий уровень – 15%
2. По шкале кооперация:
· Низкий уровень – 15%
· Средний уровень – 80%
· Высокий уровень – 5%
3. По шкале Симбиоз:
· Низкий уровень – 20%
· Средний уровень – 70%
· Высокий – 10%
4. По шкале контроль:
· Низкий уровень – 0%
· Средний уровень – 50%
· Высокий уровень – 50%
5. По шкале отношение к неудачам:
· Низкий уровень – 25%
· Средний уровень – 45%
· Высокий уровень – 30%
Отношение родителей к детям можно поделить на эффективные (оптимальные) и неэффективные (нарушенные). Так, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как принятие и кооперация –социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.
К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу "симбиоз" и "отношение к неудачам". Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.
К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как "отвержение" и "контроль". Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины, испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.
Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям:
1. По шкале принятие/отвержение 80% имеет средний уровень, это свидетельствует о том, что у родителей выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность.
2. По шкале кооперация 80% принадлежит среднему уровню – признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка.
3. По шкале симбиоз наиболее выражен средний уровень и составляет 70%, что говорит о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему.
4. По шкале контроль средний, высокий уровень составляет 50% - это показывает, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требует от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинированные рамки.
5. По шкале отношение к неудачам наиболее выражен средний уровень (45%) – свидетельствует о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.
В результате проведения исследования уровня страха у детей методом экспертной оценки, были получены следующие результаты:
· Низкий уровень страха – 65%
· Средний уровень – 25%
· Высокий уровень – 10%
Низкий и средний уровень свидетельствует о том, что у большинства детей наблюдается некоторые страхи, связанные с переживанием угрозы жизни, и это соответствует норме. Их переживание страха совершенно нормально, поскольку страх переживается им как важный регулятор границы между опасным и безопасным, что очень важно для формирования осторожности, самозащиты, поддержки своей безопасности.
Так называемые «социальные» страхи, связанные с опасением быть плохо оцененным, наказанным, пристыженным кем-то из важных для него взрослых, большинству детей не присущи. Если ребенок еще не ходит в школу, то, возможно, время для этих страхов еще не пришло. Если же он – школьник, то это хороший показатель, свидетельствующий о том, что окружающие его взрослые смогли создать для него атмосферу принятия и поддержки, удержались от давления, постановки завышенных задач и чрезмерных требований.
Высокий уровень страха у детей свидетельствует о том, что у ребенка достаточно ярко выражены так называемые «социальные» страхи, связанные с опасением быть плохо оцененным, наказанным, пристыженным кем-то из важных для него взрослых. Для ребенка-дошкольника это чрезмерный уровень «социальных» страхов, что свидетельствует о запредельных требованиях к нему со стороны окружающих взрослых, которым он не в состоянии соответствовать. Если речь идет о ребенке школьного возраста, то и в этом случае уровень требований к нему явно завышен.
Анализ полученных данных по трем методикам позволяет сделать вывод:
Для данной группы детей характерен низкий и средний уровень страха. Преобладают, медицинские страхи (77%), чуть с меньшими процентами идут социально-опосредованные страхи (11%), страхи животных и сказочных персонажей (8%), пространственные страхи (4%). Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям:
· Принятие/отвержение – средний уровень (80%)
· Кооперация – средний уровень (80%)
· Симбиоз – средний уровень (70%)
· Контроль – высокий (50%)
· Отношение к неудачам – средний уровень (50%)
Для данной возрастной категории определенные виды страха составляют коэффициент – 7,6, что является нормой для данной групповой категории.
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В работе были использованы следующие методики: методика «Страхи в домиках» (М.А.Панфиловой), метод экспертной оценки, тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин).
В результате проведенной методики «Страхи в домиках» (М.А.Панфиловой) с детьми были получены следующие результаты: Медицинские страхи – 77%, социально-опосредованные страхи – 11%, страхи животных и сказочных персонажей – 8%, пространственные страхи – 4 %. Коэффициент страха = 7,6.
В результате проведения исследования уровня стресса у детей методом экспертной оценки, были получены следующие результаты: низкий уровень стресса– 75%, средний уровень – 25%, высокий уровень – 0%.
Проанализировав полученный данные по тест-опроснику родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) результаты были следующие: Принятие/отвержение – средний уровень (80%), кооперация – средний уровень (80%), симбиоз – средний уровень (70%), контроль – высокий (50%), отношение к неудачам – средний уровень (50%).
Вследствие сопоставления результатов по трем методикам было выявлено, что у родителей выражено положительное отношение к ребенку, проявляется искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает его способности. Не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему. Большинство родителей ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуют от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинированные рамки.
Все дети данной группы имеют низкий и средний уровень стресса, что является нормой для данного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стресс — это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно подготовиться к его приходу и постараться справиться с ним как можно лучше. Чтобы избежать стресса, надо терпеливо готовить себя к сложным жизненным ситуациям, которые встретятся в учебе, на работе и личной жизни.
Детский стресс - нарушение привычного ритма жизни ребенка. Ответная реакция на задетую кем-то комфортную зону ребенка. Как и у взрослых, стресс у детей является характерным и индивидуальным для каждого из них. Не каждый ребенок подвергается стрессу в одно и то же время. Один ребенок может легко проноситься через дни учебы в школе безо всякого труда, а вот для другого соперничество в школе кажется пугающим. Кроме того, дети, испытывающие значительный стресс, реагируют на него по-разному.
Причины детского стресса меняются вместе с ребенком. Так, дошкольник больше всего привязан к семье и связан с детским садом, школьник же больше связан со школой, поэтому причины детского стресса нужно искать там, где больше всего эмоциональной и физической привязанности ребенка.
Задача родителя заключается в том, чтобы помочь ребенку сформировать такую модель поведения, чтобы снова вернуться в состояние комфорта, или же снова вернуть комфорт для ребенка. В любом случае, важно расширить картину мира малыша и показать ему, что «так бывает», ведь все происходящее может быть для него страшно, так как незнакомо.
Все задачи были выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.