Анализ результатов исследования диагностики стресса у детей

 

В результате проведенной методики «Страхи в домиках» (М.А.Панфиловой) с детьми были получены следующие результаты, представленные в диаграмме 2.2

 

Рисунок 2.2 Результаты, проведенные в группе детей по методики «Страхи в домиках» (М.А.Панфиловой)

На данном рисунке изображены страхи детей. После обработки результатов, проведенной методики, видно, что у большинства детей преобладает медицинский страх.

Как можно видеть на Рисунке 2.2 по результатам анализа в группе детей преобладают:

· Медицинские страхи – 77%

· Социально-опосредованные страхи – 11%

· Страхи животных и сказочных персонажей – 8%

· Пространственные страхи – 4 %

Уровневые значения по данной методики составляют:

· Коэффициент страха = 7,6

· Средний уровень страха – 55%

· Низкий уровень страха – 45%

· Высокий уровень – 0%

Таким образом, результаты методики «Страхи в домиках», проведенной в группе детей, свидетельствуют о наличии определенных видов страха с коэффициентом – 7,6, что является нормой для данной групповой категории. Преобладают, как видно по результатам, медицинские страхи (77%), чуть с меньшими процентами идут социально-опосредованные страхи, страхи животных и сказочных персонажей, пространственные страхи.

В результате проведения исследования уровня стресса у детей методом экспертной оценки, были получены следующие результаты, представленные в таблице 2.3

Таблица 2.3 Результаты с помощью метода экспертной оценки

Инициалы ребенка Баллы Уровень стресса
1 Никита Ч. 0 Низкий
2 Данил Р. 2 Низкий
3 Олег А. 4 Умеренный
4 Софья Б. 1 Низкий
5 Софья В. 0 Низкий
6 Наташа В. 0 Низкий
7 Коля В. 2 Низкий
8 Света Д. 1 Низкий
9 Маша З. 3 Умеренный

Продолжение табл.2.3

10 Саша К. 3 Умеренный
11 Настя Н. 0 Низкий
12 Игорь Л. 1 Низкий
13 Даша М. 4 Умеренный
14 Рома М. 2 Низкий
15 Ваня П. 2 Низкий
16 Гена П. 1 Низкий
17 Полина П. 3 Умеренный
18 Денис Е. 0 Низкий
19 Андрей К. 0 Низкий
20 Оля А. 1 Низкий

 

Результаты исследования, которые представлены в табл. 2.3, можно пронаблюдать в гистограмме, которая отображает уровень стресса.

Рисунок 2.3 - Уровень стресс у детей (результаты метода экспертной оценки).

 

На данном рисунке изображен уровень стресса детей. После обработки результатов, проведенной методики, видно, что в данной группе преобладает низкий уровень стресса.

В результате проведенной диагностики уровня стресса у группы из двадцати человек были выявлены следующие результаты:

· Низкий уровень стресса был выявлен у 75%;

· Средний уровень стресса составляет 25%;

· Высокий уровень стресса составляет 0%

В результате проведенного тест-опросника родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) с двадцатью родителями были получены следующие результаты, представленные в табл. 2.1

Таблица 2.1. Результаты по каждому параметру по тесту-опроснику родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Результаты родителей

Ф.И Ребенка Принятие/ отвержение Кооперация Симбиоз Контроль Отношение к неудачам
Никита Ч. 27 5 4 5 2
Данил Р. 15 3 2 7 7
Олег А. 18 1 2 7 7
Софья Б. 14 5 3 7 5
Софья В. 17 6 5 5 3
Наташа В. 14 3 5 5 3
Коля В. 7 3 1 7 6
Света Д. 16 3 4 7 7
Маша З. 24 7 7 5 2
Саша К. 12 6 5 5 6
Настя Н. 15 2 3 5 2
Игорь Л. 20 5 2 7 2
Даша М. 15 2 4 5 4
Рома М. 12 5 5 7 5
Ваня П. 18 4 6 5 3
Гена П. 24 5 3 5 1
Полина П. 17 4 4 7 8
Денис Е. 15 3 5 5 3
Андрей К. 17 5 5 7 8
Оля А. 18 5 3 7 7

 

Таблица 2.2 Уровни по каждому респонденту и по каждому критерию

Результаты родителей

Ф.И Ребенка Принятие/ отвержение Кооперация Симбиоз Контроль Отношение к неудачам
Никита Ч. Высокий Средний Средний Средний Низкий
Данил Р. Средний Средний Низкий Высокий Высокий
Олег А. Средний Низкий Низкий Высокий Высокий
Софья Б. Средний Средний Средний Высокий Средний
Софья В. Средний Средний Средний Средний Средний
Наташа В. Средний Средний Средний Средний Средний
Коля В. Низкий Средний Низкий Высокий Средний
Света Д. Средний Средний Средний Высокий Высокий
Маша З. Высокий Высокий Высокий Средний Низкий
Саша К. Средний Средний Средний Средний Средний
Настя Н. Средний Низкий Средний Средний Низкий
Игорь Л. Средний Средний Низкий Высокий Низкий
Даша М. Средний Низкий Средний Средний Средний
Рома М. Средний Средний Средний Высокий Средний
Ваня П. Средний Средний Высокий Средний Средний
Гена П. Высокий Средний Средний Средний Низкий
Полина П. Средний Средний Средний Высокий Высокий
Денис Е. Средний Средний Средний Средний Средний
Андрей К. Средний Средний Средний Высокий Высокий
Оля А. Средний Средний Средний Высокий Высокий

 

Результаты исследования, которые представлены в табл. 2.2, можно пронаблюдать в гистограмме, коротая, отображает уровень родительских отношений

Рисунок 2.1 Результаты родительского отношения (тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин)

На данном рисунке изображены результаты родительского отношения. После обработки результатов, проведенной методики, видно, что отношение родителей к детям эффективное (оптимальное)

При анализе результатов видно:

1. По шкале принятие/отвержение:

· Низкий уровень - 5%

· Средний уровень – 80%

· Высокий уровень – 15%

2. По шкале кооперация:

· Низкий уровень – 15%

· Средний уровень – 80%

· Высокий уровень – 5%

3. По шкале Симбиоз:

· Низкий уровень – 20%

· Средний уровень – 70%

· Высокий – 10%

4. По шкале контроль:

· Низкий уровень – 0%

· Средний уровень – 50%

· Высокий уровень – 50%

5. По шкале отношение к неудачам:

· Низкий уровень – 25%

· Средний уровень – 45%

· Высокий уровень – 30%

Отношение родителей к детям можно поделить на эффективные (оптимальные) и неэффективные (нарушенные). Так, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как принятие и кооперация –социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу "симбиоз" и "отношение к неудачам". Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как "отвержение" и "контроль". Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины, испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.

Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям:

1. По шкале принятие/отвержение 80% имеет средний уровень, это свидетельствует о том, что у родителей выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность.

2. По шкале кооперация 80% принадлежит среднему уровню – признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка.

3. По шкале симбиоз наиболее выражен средний уровень и составляет 70%, что говорит о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему.

4. По шкале контроль средний, высокий уровень составляет 50% - это показывает, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требует от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинированные рамки.

5. По шкале отношение к неудачам наиболее выражен средний уровень (45%) – свидетельствует о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.

В результате проведения исследования уровня страха у детей методом экспертной оценки, были получены следующие результаты:

· Низкий уровень страха – 65%

· Средний уровень – 25%

· Высокий уровень – 10%

Низкий и средний уровень свидетельствует о том, что у большинства детей наблюдается некоторые страхи, связанные с переживанием угрозы жизни, и это соответствует норме. Их переживание страха совершенно нормально, поскольку страх переживается им как важный регулятор границы между опасным и безопасным, что очень важно для формирования осторожности, самозащиты, поддержки своей безопасности.

Так называемые «социальные» страхи, связанные с опасением быть плохо оцененным, наказанным, пристыженным кем-то из важных для него взрослых, большинству детей не присущи. Если ребенок еще не ходит в школу, то, возможно, время для этих страхов еще не пришло. Если же он – школьник, то это хороший показатель, свидетельствующий о том, что окружающие его взрослые смогли создать для него атмосферу принятия и поддержки, удержались от давления, постановки завышенных задач и чрезмерных требований.

Высокий уровень страха у детей свидетельствует о том, что у ребенка достаточно ярко выражены так называемые «социальные» страхи, связанные с опасением быть плохо оцененным, наказанным, пристыженным кем-то из важных для него взрослых. Для ребенка-дошкольника это чрезмерный уровень «социальных» страхов, что свидетельствует о запредельных требованиях к нему со стороны окружающих взрослых, которым он не в состоянии соответствовать. Если речь идет о ребенке школьного возраста, то и в этом случае уровень требований к нему явно завышен.

Анализ полученных данных по трем методикам позволяет сделать вывод:

Для данной группы детей характерен низкий и средний уровень страха. Преобладают, медицинские страхи (77%), чуть с меньшими процентами идут социально-опосредованные страхи (11%), страхи животных и сказочных персонажей (8%), пространственные страхи (4%). Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям:

· Принятие/отвержение – средний уровень (80%)

· Кооперация – средний уровень (80%)

· Симбиоз – средний уровень (70%)

· Контроль – высокий (50%)

· Отношение к неудачам – средний уровень (50%)

Для данной возрастной категории определенные виды страха составляют коэффициент – 7,6, что является нормой для данной групповой категории.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

В работе были использованы следующие методики: методика «Страхи в домиках» (М.А.Панфиловой), метод экспертной оценки, тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин).

В результате проведенной методики «Страхи в домиках» (М.А.Панфиловой) с детьми были получены следующие результаты: Медицинские страхи – 77%, социально-опосредованные страхи – 11%, страхи животных и сказочных персонажей – 8%, пространственные страхи – 4 %. Коэффициент страха = 7,6.

В результате проведения исследования уровня стресса у детей методом экспертной оценки, были получены следующие результаты: низкий уровень стресса– 75%, средний уровень – 25%, высокий уровень – 0%.

Проанализировав полученный данные по тест-опроснику родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) результаты были следующие: Принятие/отвержение – средний уровень (80%), кооперация – средний уровень (80%), симбиоз – средний уровень (70%), контроль – высокий (50%), отношение к неудачам – средний уровень (50%).

Вследствие сопоставления результатов по трем методикам было выявлено, что у родителей выражено положительное отношение к ребенку, проявляется искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает его способности. Не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему. Большинство родителей ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуют от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинированные рамки.

Все дети данной группы имеют низкий и средний уровень стресса, что является нормой для данного возраста.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стресс — это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно подготовиться к его приходу и постараться справиться с ним как можно лучше. Чтобы избежать стресса, надо терпеливо готовить себя к сложным жизненным ситуациям, которые встретятся в учебе, на работе и личной жизни.

Детский стресс - нарушение привычного ритма жизни ребенка. Ответная реакция на задетую кем-то комфортную зону ребенка. Как и у взрослых, стресс у детей является характерным и индивидуальным для каждого из них. Не каждый ребенок подвергается стрессу в одно и то же время. Один ребенок может легко проноситься через дни учебы в школе безо всякого труда, а вот для другого соперничество в школе кажется пугающим. Кроме того, дети, испытывающие значительный стресс, реагируют на него по-разному.

Причины детского стресса меняются вместе с ребенком. Так, дошкольник больше всего привязан к семье и связан с детским садом, школьник же больше связан со школой, поэтому причины детского стресса нужно искать там, где больше всего эмоциональной и физической привязанности ребенка.

Задача родителя заключается в том, чтобы помочь ребенку сформировать такую модель поведения, чтобы снова вернуться в состояние комфорта, или же снова вернуть комфорт для ребенка. В любом случае, важно расширить картину мира малыша и показать ему, что «так бывает», ведь все происходящее может быть для него страшно, так как незнакомо.

Все задачи были выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: