Социальный работник при осуществлении задач своей деятельности не только приходит в группы, но и помогает создать группы, например, помогает создать группы самопомощи. Такие группы зарекомендовали себя как эффективный способ повышения самосознания их членов. Они развивают и совершенствуют знания и навыки своих членов, помогают осуществлять конкретные практические меры.
При создании группы самопомощи необходимо определить цели ее деятельности. Цели деятельности должны соответствовать основным интересам, потребностям, устремлениям ее участников. Первоначально о создании такой группы социальный работник договаривается с 2–3 желающими, которые и определяют цели группы. Далее необходимо определить, какой она будет по своему составу: многодетные матери, инвалиды, пенсионеры, вдовы и т. д. Далее следует приглашать будущих участников в группу на ее заседания и всевозможные мероприятия.
Следует сразу определить количество членов в группе самопомощи.
Специалисты считают, что наиболее эффективные группы имеют в своем составе от 4-х до 14 человек.
Члены группы устанавливают время и количество встреч. Можно рекомендовать организовать встречи один раз в неделю. При еженедельных встречах у членов группы развивается чувство общности, обеспечивается целостность группы. А это может отсутствовать, если встречи организованы реже. Следует определить место встречи и продолжительность. Идеальным вариантом будет встреча в клубе, общественном центре продолжительностью около двух часов.
Занятия необходимо планировать, определять цели и задачи заседаний. Вопросы руководства в группах самопомощи решаются демократическим путем. Руководителя могут избирать поочередно, например, на каждую встречу, либо на месяц. Руководитель может иметь статус «координатора». В европейских странах координаторы групп самопомощи проходят специальный курс обучения. Группа самопомощи сама определяет правила своей работы. За основу можно взять следующее:
· избегайте давать советы, критиковать, рассказывать о событиях, не имеющих отношения к вам;
· разрешайте людям переживать свои эмоции, говорить о них;
· пользуйтесь «я-высказываниями», говорите от себя, «я», но не «мы», «вы»;
· соблюдайте доверие и конфиденциальность;
· избегайте бессодержательных, пустых обсуждений.
Цели группы самопомощи могут быть различны, но они прежде всего в своей деятельности ориентированы на поддержку и оказание помощи друг другу. Это возможно достигнуть, когда члены группы знают свои желания, нужды, потребности, а также желания, нужды и потребности других. Возможно, что на каждом из занятий будет обсуждена конкретная тема (воспитание детей, проблема денег, безработицы и т. д.). При этом каждый должен говорить не вообще, а выражать свое мнение, личное отношение. Встречи обычно начинают с краткого отчета о событиях и переживаниях прошедшей недели. Члены группы говорят о своих проблемах и рассказывают, как они работают над ними.
Групповая работа может принять форму исключительно непродуктивного обсуждения. Так, гештальттерапевт Ф. Перлз определил три типа бесед, которые ведут для того, чтобы избежать правды:
· «Куриная беседа» – бессодержательный разговор, сплетни, пустые, бессодержательные замечания.
· «Бычья беседа» – лживое обсуждение с использованием самовозвеличивания, преувеличения, самолюбования.
· «Слоновья беседа» – на общие темы с философскими обобщениями типа: «Все люди..., «Большинство случаев,..» Это, скорее, интеллектуальная беседа, обсуждение теории, но не конкретных проблем, переживаний.
Обычно члены подобных групп рассматривают их как место, куда они могут прийти со своими проблемами, и они почувствуют понимание, поддержку, перспективу.
Деятельность группы самопомощи может быть расширена и дополнена другими аспектами. Но одна из главных ее задач – повышение самосознания ее членов, достижение восстановления сил, самоуважения, самостоятельности в решении своих проблем. Конфликты в группах самопомощи исключительно редкое явление. Группы самопомощи – временные объединения, они ориентированы на психологическую помощь ее участникам. Общественные группы могут быть созданы для решения более отдаленных, перспективных задач, например, для работы с лежачими инвалидами по месту жительства, для организации помощи пожилым людям и др. Подобные группы имеют определенную структуру, руководителя группы. Принятие решения, его использование – одна из функций деятельности группы. Руководитель группы выполняет задачи по управлению группой. Он ведущий в деятельности группы.
Наряду с руководителем в группе может быть лидер, авторитетное и значимое лицо в сфере неофициальных отношений. По сути он их организует и управляет ими. Таким образом, роль лидера достаточно высока в принятии и реализации группового решения. Организационно-управленческий аспект лидерства подкреплен конкретными качествами, которыми он обладает. Он имеет высокие деловые качества, инициативный, эмоционально устойчивый. У него высокие организаторские качества.
Он отвечает представлениям членов группы о лидере и наборе тех качеств, которыми, по их мнению, он должен обладать. Роль лидера достаточно значима в подростковых группах. Социальному работнику в групповом процессе следует обращаться к лидеру, устанавливать с ним контакт.
Работа с группой во многом зависит от содержания групповой деятельности, состава группы, ее структуры. Применяя общие методы по разрешению конфликтных ситуаций, социальный работник учитывает и специфические особенности группового процесса.
Для того чтобы противоречия, неизбежные в ходе всякого общения и обусловленные объективным несходством позиций, интересов, установок, мотивов, потребностей, представлений, а также личностных характеристик партнеров, не привели к возникновению и эскалации конфликта, следует правильно строить деловое общение в различных форматах.
Исходя из рассмотренного выше можно отметить, что психологически грамотное общение юриста-социального работника является одним из важнейших умений и условий эффективности при работе и взаимодействии с инвалидами и пожилыми людьми.
Соблюдение общепризнанных правил этики общения с инвалидами и пожилыми людьми обеспечивает нормальную жизнедеятельность данной категории лиц с точки зрения признания, реализации или осуществления ими наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
Особая подготовка для обеспечения результативного общения необходима при работе с людьми, которые испытывают трудности при передвижении, с плохим зрением и незрячими, с нарушением слуха, а также с задержкой в развитии и нарушениями речи. Она необходима при общении с людьми с психическими и другими проблемами.
Этические оценки и моральные обязательства подвергаются испытанию при попытках совместить интересы стариков, их близких и общества. Особую роль играет семья, где есть инвалид, либо пожилой человек, нуждающийся в посторонней помощи. Семья в этом случае является микросредой, в которой живет нуждающийся в социальной поддержке человек.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие функции реализует общение?
2. В чем отличие общения с инвалидами и пожилыми людьми от традиционного, общепринятого общения?
3. Какие основные разделы представлены в Этическом кодексе общения с инвалидами?
4. В чем состоит специфика конфликтов в социальной работе с пожилыми людьми и инвалидами?
Литература по теме:
Основная литература:
1. Брайнс Дж. Как общаться с инвалидами. М.: «Преодоление», 1993.
2. Инвалиды: язык и этикет. М.: РООИ «Перспектива», 2000.
3. Лазукин А.Д. Конфликтология.2011. – 152 с.
4. Технологии социальной работы / А. А. Чернецкая и др.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 400 с.
5. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие – 5-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 668 с.
Дополнительная литература:
1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 376 с.
2. Бронников В.А., Зозуля Т.В., Кравцов Ю.И., Надымова М.С. Справочник по комплексной реабилитации инвалидов: Ученое пособие для студентов высших учебных заведений. - Пермь: Перм. гос. ун-т, 2010.
3. Зозуля Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов. - М.: Академия, 2005.
4. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. Спб.: Питер, 2008.
5. Клейберг Ю. А. Девиантология: хрестоматия / Ю. А. Клейберг. - СПб.: Речь, 2007.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 2005.
7. Никишина В. Б. Психодиагностика в системе социальной работы: учебное пособие / В. Б. Никишина, Т. Д. Василенко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
8. Основы социальной работы. Учебник [Текст] / Отв. ред. П. Д. Павленок. - 3-е изд. - М.: Инфра, 2007. - 560.
9. Сафонова Л. В. Содержание и методика психосоциальной работы: учебное пособие / Л. В. Сафонова. - М.: Академия, 2008.
10. Ткаченко В. С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов: учебное пособие / В. С. Ткаченко. – М.: Наука-Спектр: Дашков и Ко, 2010.
11. Холостова Е. И. Социальная работа в схемах: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
12. Янаев С.И.Основы психологических знаний о личности инвалидов и лиц пожилого возраста: учеб. пособие / С.И. Янаев - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2010.