Паразитологическое исследование

Это последовательное вскрытие органов и тканей с целью обнаружения паразитов. При паразитологических исследованиях клиническому осмотру подвергают не менее 100 рыб из каждого пруда, паразитологическому вскрытию – мальков 25 экз., годовиков – 10-15, рыб старших возрастов 5-10 экз.

Полное паразитологическое исследование рыб осуществляют в следующем порядке: кожа, плавники, носовая полость, жабры, глаза, кровь, брюшная полость, сердце, печень и желчный пузырь, селезенка, кишечник, почки и мочеточники, плавательный пузырь, половые железы, мышцы, головной и спинной мозг, хрящевая ткань.

Для обнаружения паразитов используют компрессионный способ. Интенсивности инвазии гельминтов и ракообразных учитывают в абсолютных величинах, а простейших – в 25-ти полях зрения микроскопа (7х10, 7х40 в зависимости от величины паразита).

Постановка биологической пробы.

Для установления окончательного диагноза ставят биопробу. При постановке ее с целью определения патогенности возбудителя, применяют чистые культуры бактерий, вирусов, грибов. Кроме того, применяют нативные суспензии и взвеси, приготовленные из различных органов и тканей естественно больных или подозреваемых в заражении рыб.

Биопробы ставят в аквариумах, ваннах или бассейнах, создавая в них оптимальные условия для жизни рыб и размножения возбудителей по основным гидрохимическим показателям. Для биопробы берут заведомо здоровую рыбу того же вида и возраста в количестве не менее 10 экз.

Заражение рыб проводят следующими способами: per os, подкожно, внутри- мышечно, внутрибрюшинно, контактным методом, орошением жабр, скарифицированием кожи или выдерживанием рыб в воде, содержащей возбудителя.

Дозу вводимого патологического материала в каждом конкретном случае определяют титрованием на восприимчивых рыбах. Наблюдения ведут ежедневно, учитывают число погибших рыб, клинические признаки болезни и характер патологоанатомических изменений. Длительность опытов устанавливают с учетом инкубационного периода и длительности течения заболевания в естественных условиях.

Биологическая проба считается положительной, если не менее чем у 80% за- раженных рыб четко проявляется весь комплекс клинических признаков и па- тологоанатомических изменений болезни и погибает не менее 50% больных рыб при полном сохранении их в контроле, а также при выделении от заболев- ших рыб исходных возбудителей.

 

Задание для самостоятельной работы

1. Ответить письменно на вопросы:

1. На какие основные группы классифицируются болезни рыб?

2. В чем особенности заразных и незаразных болезней?

3. Опишите стадии развития инфекционной болезни.

4. Перечислите источники возбудителей болезней.

5. К гуморальным факторам естественной устойчивости организма рыбы относят?

6. Какова роль лизоцима?

7. Какое влияние оказывает стресс на рыбу?

8. На какие симптомы следуют особо обращать внимание рыбоводу?

9. Типичные симптомы вирусных и бактериальных болезней.

10. Перечислите симптомы болезней, вызываемые одноклеточными паразитами.

11. Перечислите симптомы болезней, связанных с питанием и состоянием окружающей среды.

12. Перечислите методы диагностики болезней рыб. Дайте краткую характеристику каждому методу.

13. От куда принято брать кровь рыбы для гематологических исследований?

14. Какими способами обычно обездвиживают рыбу?

15. Как правильно вскрыть брюшную полость и черепную коробку рыбы?

16. В каком порядке осуществляют паразитологическое исследование?

 

Информационное обеспечение, необходимое для освоения темы

1. Ихтиопатология: учеб. для вузов / Н. А. Головина, Ю. А. Стрелков, В. Н. Воронин [и др.]; под ред. Н. А. Головиной. – 2-е изд., перераб. и доп.]. – Москва: Колос, 2010. – 511 с.

2.  Рыжков, Л. П. Основы рыбоводства: учебник / Л.П. Рыжков, Т.Ю. Кучко, И.М. Дзюбук. – СПб: Издательство «Лань», 2011. – 528 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/book/658/#4. – ЭБС «Лань»

3.  Пономарев, С. В. Индустриальное рыбоводство: учебник. 2-е изд. испр. и доп. /С.В. Пономарев, Ю.Н. Грозеску, А.А. Бахарева. – СПб.: Издательство «Лань», 2013. – 416 с.  – Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/book/5090/#2. – ЭБС «Лань»

4. Шерне В.С. Прудовое рыбоводство [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Шерне В.С., Лаврентьев А.Ю. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. – 168 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/86678.html. – ЭБС «IPRbooks»

5. Калайда М.Л. Биологические основы рыбоводства. Краткая теория и практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Калайда М.Л. – Электрон. текстовые данные. – Санкт-Петербург: Проспект Науки, 2014. – 224 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80019.html. – ЭБС «IPRbooks»

6. Скогорева А.М. Диагностика заразных болезней рыб [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Скогорева А.М., Манжурина О.А., Ромашов Б.В. – Электрон. текстовые данные. – Воронеж: Воронежский Государственный Аграрный Университет им. Императора Петра Первого, 2016. – 108 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72662.html. – ЭБС «IPRbooks»

 

Критерии оценивания и шкала оценивания

оценка оформление лекционного занятия теоретический вопрос
отлично качественное внешнее оформление ответ полный и правильный на основании изученных теорий
хорошо есть небольшие небрежности в работе ответ полный и правильный на основании изученных теорий, при этом допущены две-три несущественные ошибки
удовлетворительно удовлетворительное внешнее оформление ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
неудовлетворительно неудовлетворительное внешнее оформление при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: