(26 октября 1926 - 21 января 2016),чешский музеолог, считался “отцом научной музеологии”.
· В период с 1960 по 1970 годы он был ответственным за одну из первых попыток структурировать теоретические основы музееведения, когда руководил отделом музееведения Моравского музея в Брно.
· При поддержке директора музея Яна Елинека,основал в Брно школу музееведческого мышления, целью которой было соединить музейную практику с определенной теоретической системой.
· В контексте 1960-х годов Странский построил метатеоретическую проблематику как отправную точку для структурирования научной дисциплины, вводя понятие метамузеологии..Термин обозначает "теорию, предметом которой является музееведение само по себе", в определенном смысле жестко связанную с музееведением, но также связанную с философией, историей и теорией науки и культуры.
· Использование понятия «музеальность» в трудах Странского, прошло две стадии развития. Первоначально (в 1970-е гг.) Странский утверждал, что музеальность есть определенное свойство данного предмета, его информационная ценность как источника оригинальной информации, его конкретные, доступные для восприятия качества. Но уже в 1980-е гг. Странский стал говорить о музеальности как о выражении особого отношения человека к реальности, связанного с желанием сохранять и использовать некие избранные объекты..Говоря о свойствах, которыми обладает музеальность, Странский отмечает, что она:
|
|
1)должна быть связана с онтологическим аспектом реальности (объективной, конкретной реальности);
2)должна определяться многомерным информационным характером (как источника информации) и энергетической аурой (харизмой);
3)благодаря своему культурному значению выходить за рамки временных ценностей («вечное» vs временное);
4)отвечать потребностям создания культурной реальности и культурного сознания;
5)стимулировать тенденцию к сохранению репрезентативных элементов реальности в форме объектов культурной памяти.
· Ученый разделял процесс подготовки выставки на четыре основных этапа: 1) сюжет (программа реализации музейного материала); 2) либретто (интерпретация темы и ее документационный отбор); 3) вводный сценарий (описание концепции музейной подачи и способа целостной инсценировки документов); 4) технический сценарий (детальное описание всей подачи материала).
· Идеи Странского получили широкое распространение во всем мире уже в середине 1980-х гг. Предложенные им термины («музеальность», «музеалия») вошли в научный оборот.
Сылка:
https://studfile.net/preview/6188263/page:8/