По программе Истоминой данная тема вводится следующим образом: М4И ч.2 с.72
При введении используется такой прием.
Предлагаем написать в тетради равенства с «окошком».
…+12=102
Дети подбирают число, которое нужно прибавить к 12, чтобы получить 102. Так как число мы меняли, то смысл окошка в данном случае в том, что это переменная величина.
Поясняем, что вместо окошка для обозначения неизвестного числа используют латинские буквы. Получаем запись:
С+12=102
Сообщаем:
Уравнение - это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти.
М4И ч.2 с.73
Так же учащимся сообщается, как выполнить проверку при решении уравнения.
В начальных классах простейшие уравнения решают 1.способом подбора и 2. на основе зависимости между компонентами и результатом действий.
При способе подбора решение уравнения записывают так:
Х+4=9 (подбор начинают с единицы)
1+4=5, 5<9
2+4=6, 6<9
3+4=7, 7<9
4+4=8, 8<9
|
|
5+4=9, 9=9
Х=5
Если рассматривать уравнение как истинное равенство, в котором есть неизвестное число, то в этом случае уравнение решают на основе зависимости между компонентами и результатом действий. Например:
Х +4=9 Х - это неизвестное слагаемое. Чтобы его найти…
Х=9 – 4
Х=5
5+4=9 Проверка: подставляем найденное значение вместо Х.
9=9
В соответствии со стандартом по математике, в начальных классах изучают только простейшие уравнения в одно действие, но в некоторых программах и осложненные (в два и более действий). Например, по программе И.Б. Истоминой в 4 классе М4И ч.2 с.86 изучают уравнения в два действия. Например:
Главное, объяснить учащимся, что в этом случае рассуждение надо начинать с последнего действия в левой части уравнения.