В этих процессах терапии произошло фундаментальное обновление, когда в начале 2015 года мне пришло в голову ставить не одного заместителя запроса, а отдельно расставлять слова запроса, который, как правило, сформулирован в виде фразы. Например, если запрос звучит так: «Я хочу замечать и реализовывать свои потребности», то это семь слов, и каждое из них может изобразить отдельный человек. Кроме того, к ним добавляется финальная точка, которая тоже может содержать важную информацию о запросе человека. Как я обнаружил, знаки препинания в конце формулировки запроса — точка, вопросительный или восклицательный знак — могут дать ценные сведения о глубинной психической динамике запроса. Даже если знака в конце нет — это тоже информация, потому что люди, записывающие свой запрос, осознанно или неосознанно решили этот знак не ставить.
Расставлять слова — это работает?
Сначала мне пришлось убеждать самого себя в том, что заместители смогут вступить в резонанс с отдельными словами в предложении и что это будет иметь смысл для автора запроса. Но уже вскоре я получил столько подтверждений, что сегодня у меня не осталось сомнений: метод работает! Заместители спокойно и чётко входят в резонанс с отдельными словами. Причём не только со значимыми существительными и глаголами, но и с артиклями, местоимениями или с союзом «и». Подтверждение осмысленности реакций заместителей я вижу в том, что автор запроса узнаёт себя в них. А это, по моему опыту, происходит практически во всех случаях.
Ещё удивительнее видеть, что при этой работе не нужна никакая предварительная информация. Человек просто пишет свой запрос, и процесс может начинаться. Всё, что важно в контексте конкретной формулировки запроса, всплывает во время процесса, например, пренатальная травма, опасная для жизни ситуация после рождения, симбиотическое переплетение с родителями, сексуальные травмы, опыт пережитого в детстве насилия и т.д. Заместители заранее ничего об этом не слышали. Тем не менее, благодаря резонансу с отдельными словами они получают доступ к реальности, которую расставляющий до сей поры расщеплял и подавлял в себе.
Однажды во время двухдневного семинара был интересный случай, когда все участники, делавшие свои расстановки, быстро написали на доске свои запросы и приступили к процессу расстановки — все, кроме одного. Одна из участниц хотела сначала непременно рассказать о своей истории, а потом оказалось, что рассказом о трагедии в семье она отвлекала внимание от главного — от того обстоятельства, что после рождения её, младенца, чуть не погубила медсестра.
Феномен резонанса
Людей, которые помогают во время работы в роли заместителей, я люблю называть «резонаторами». Ведь мы вступаем в резонанс с неким словом из фразы клиента, то есть с информацией, передаваемой осознанно или неосознанно. Мы находим общую частоту и благодаря связи с этим словом и с другими резонаторами мы понимаем содержание этого слова в рамках формулировки запроса. Всякий раз это кажется мне чудом, когда человек, только что сформулировавший запрос, уже чувствует, как его видят и понимают.
Резонансные процессы часто характеризуются поразительной точностью. Однажды при резонансе у меня было ощущение, что мне прищемило пальцы и надо звать на помощь. А клиентка, отца которой я в тот момент замещал, сказала на это, что когда-то у её отца во время сбора урожая картофеля пальцы попали в уборочную машину, и она это видела. Кроме ужаса от увиденного она испытала в тот момент и некоторое злорадство, потому что перед этим отец бил её той самой рукой.
Порядок действий
В методе работы с запросом мне кажется наиболее эффективным следующий порядок действий:
1. Клиент записывает свой запрос на доске или делает рисунок. В этот момент на него нельзя оказывать какое-либо влияние.
2. Клиент выбирает для всех слов или элементов рисунка своего запроса «резонаторов». Затем он даёт сигнал, и все резонаторы поднимаются со своих мест и начинают взаимодействовать.
3. Резонаторы сначала ничего не говорят, это невербальная фаза. Они могут двигаться и выражать свои ощущения с помощью жестов, поз и звуков.
4. Далее идёт фаза ориентировки клиента в его работе. Он может эмоционально реагировать или, в зависимости от своего запроса, изучать ситуацию.
5. Клиент даёт сигнал к окончанию невербальной фазы. Ведущий процесса спрашивает клиента о его самочувствии в данный момент. На этом этапе можно углубить эмоциональные и ментальные процессы, начавшиеся во время работы.
6. Клиент решает, в какой последовательности он будет спрашивать резонаторов об их ощущениях. Резонаторы высказываются в сжатой форме. Клиент сопоставляет их высказывания с фактами своей биографии. Я как терапевт поддерживаю клиента своими вопросами и комментариями в прояснении запроса. Я способствую тому, чтобы в нём начался процесс глубоких внутренних изменений. Это особенно актуально в том случае, когда у клиента много эмоций, и он может сопоставить свои чувства с изначальными ситуациями травмы в его биографии.
7. Клиент снимает роли с резонаторов, которые могут сказать ему ещё что-то важное, если это необходимо, чтобы выйти из резонанса. Это может найти эмоциональный отклик у клиента и тоже помочь в прояснении его запроса.
Как правило, формулировка запроса состоит из здоровых, травмированных и выживающих частей. Если в запросе доминируют стратегии выживания, особое искусство ведущего состоит в том, чтобы доброжелательно показать клиенту, как его стратегии выживания создают для него новый стресс и провоцируют неконструктивные действия. Например, можно чётко объяснить, что имела место динамика жертва-агрессор, целью которой было игнорирование подавленных травматических чувств. Клиент должен осознать, что его стратегии выживания раньше были необходимыми для того, чтобы он вообще мог быть сегодня с нами. Но он должен осознать и то, что ему до сих пор приходится платить за это высокую цену и от этого страдает качество его жизни.
Когда человек выражает в своём запросе стратегию выживания, это не означает неудачу терапии. Потому что все стратегии выживания, реинсценированные в ходе терапии, осознанные и понятые, больше не будут неосознанно повторяться в повседневной жизни. Важно, чтобы эти стратегии выживания человек не только осознал рассудком, но и почувствовал: что происходит, когда я переживаю диссоциацию, путаюсь, теряю контакт со своим телом, расщепляюсь внутри моего тела, теряю контакт со своим Я и действую только во внешнем пространстве? С другой стороны, по своему опыту я могу сказать, что в каждом запросе есть и здоровая часть, которую можно в процессе работы вывести на передний план. Иногда это как раз точка в формулировке запроса.
Я как ведущий в каждой фазе процесса побуждаю клиента больше чувствовать и переживать. Для этого весь процесс периодически прерывается или замедляется. Иногда с каким-то словом из запроса не стоит двигаться глубже, если клиент вступает в контакт со своими травматичными чувствами. Иногда бывает, что на данный момент для клиента уже достаточно. Как сопровождающий терапевт я не имею права ни принуждать его выражать свои чувства, ни блокировать это выражение. Я мягко побуждаю его доброжелательными словами и жестами и уважаю его границы.