Слушание-восприятие
Восприятие музыки — ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку—это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонаций, настроений. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен». В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, «как нечто слышимое и действующее на орган слуха».
Слушание-восприятие — это сложный процесс постижения музыки, наполненный индивидуальными переживаниями слушателя.
В нем взаимодействуют сенсорные ощущения музыкальных созвучий, предшествующий опыт знакомства с музыкальными сочинениями и живые ассоциации с происходящим в данный момент. Развитое музыкальное восприятие характеризуется:
• эстетически-эмоциональной окрашенностью (переживание красоты музыкального образа, чувств, мыслей и настроений);
|
|
• избирательностью (музыкальное произведение нравится, не нравится, оставляет ребенка равнодушным);
• внутренней активностью (смысловое содействие художественному образу, герою произведения).
Задачи музыкального развития
Формировать целостное и дифференцированное восприятие музыкальных произведений на основе интонационно-образного анализа. Добиваться взаимосвязи эмоционального и интеллекту ального компонентов восприятия, опираясь как на чувственную деятельность, так и на мышление.
Учить детей давать осознанную оценку сочинениям различных композиторских школ, а также народным произведениям. Ориентировать детей на знакомство только с высокохудожественными образцами, что формирует подлинные ценностные отношения.
Совершенствовать восприятие детей в различении звуков по высоте, в узнавании известных сочинений. Учить высказывать предпочтения и давать эстетическую оценку, различать жанровые признаки произведения (вальс, танец, песня, марш, народная пляска), части произведения (вступление, заключение, запев, припев, проигрыш).
Продолжить знакомство детей с музыкой русских композиторов-классиков, зарубежных и современных авторов.
Углублять знания детей при восприятии:
• вокальной музыки - русские народные песни, современные отечественные и песни разных народов, романсы, песенки из мультфильмов, арии из опер;
• инструментальной музыки - программная музыка, пьесы-настроения, лирические сочинения;
• оркестровой музыки - для народных инструментов, симфоническая камерная, музыка для большого симфонического оркестра.
|
|
Постижение музыки значительно улучшается сведениями о ней: ее особенностях, возможностях, разновидностях. Такую деятельность, направленную на усвоение знаний о музыке, Н.А. Ветлугина назвала музыкально-образовательной.
Задачи музыкально-образовательной деятельности
Дать прочные знания о музыке и ее особенностях путем систематических бесед: музыка выражает и изображает, имеет свой выразительный язык; различается по жанрам и способу исполнения. Методом слухового сопоставления, сравнения и анализа закрепить знания детей о музыке вокальной и инструментальной, камерной и симфонической, театральной.
Способствовать овладению детьми необходимым словарным запасом для характеристики музыкальных произведений, формировать умение правильно излагать свои мысли, используя музыкальные термины.
Исполнительская деятельность
Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения.
Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие—с трудом. Для того чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (акценты, регистр, динамика, темп, мелодические интонации), могут выделять наиболее яркие из них, они используют опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию, воспроизведению по образцу и не выполняет развивающей функции.
Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для других людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития.
Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий: повторений, упражнений. Интонационные погрешности в пении дети преодолевают с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха, налаживание слуховокаль-ной координации. Танцевальные движения также разучиваются сначала в виде упражнений. Постепенно с опытом появляется выразительность движений, согласованность их с характером музыки. Для игры на музыкальных инструментах необходимо развитие слуха и чувства ритма. Эти способности формируются с помощью музыкально-дидактических игр и упражнений. Игра на инструментах осваивается детьми постепенно: вначале это лишь воспроизведение ритмического рисунка мелодии на шумовых и ударных инструментах. По мере развития слуха дети обучаются игре на звуковысотных музыкальных инструментах — металлофоне, цитре, арфе, баяне и т. д. Чтобы запомнить и точно воспроизвести мелодию, ее необходимо повторить несколько раз.
Самое главное—чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности. Все упражнения, которые даются для овладения определенными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными. Здесь важны чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Педагог должен чувствовать, видеть реакцию детей, ни в коей мере не притуплять их интерес к музыкальным занятиям и, следовательно, к музыке.