Исполнительская деятельность

Слушание-восприятие

Восприятие музыки — ведущий вид музы­кальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольно­го детства. Слышать, воспринимать музыку—это значит разли­чать ее характер, следить за развитием образа: сменой интона­ций, настроений. «Музыкальное вос­приятие есть восприятие, направленное на постижение и осмыс­ление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетиче­ский художественный феномен». В противоположном случае му­зыка воспринимается как звуковые сигналы, «как нечто слыши­мое и действующее на орган слуха».

Слушание-восприятие — это сложный процесс постижения музыки, наполненный индивидуальными переживаниями слу­шателя.

В нем взаимодействуют сенсорные ощущения музыкальных со­звучий, предшествующий опыт знакомства с музыкальными со­чинениями и живые ассоциации с происходящим в данный мо­мент. Развитое музыкальное восприятие характеризуется:

• эстетически-эмоциональной окрашенностью (переживание красоты музыкального образа, чувств, мыслей и настроений);

• избирательностью (музыкальное произведение нравится, не нравится, оставляет ребенка равнодушным);

• внутренней активностью (смысловое содействие художествен­ному образу, герою произведения).

Задачи музыкального развития

       Формировать целостное и дифференцированное восприятие музыкальных произведений на основе интонационно-образного анализа. Добиваться взаимосвязи эмоционального и интеллекту ального компонентов восприятия, опираясь как на чувственную деятельность, так и на мышление.

Учить детей давать осознанную оценку сочинениям различ­ных композиторских школ, а также народным произведениям. Ориентировать детей на знакомство только с высокохудожествен­ными образцами, что формирует подлинные ценностные отно­шения.

Совершенствовать восприятие детей в различении звуков по высоте, в узнавании известных сочинений. Учить высказывать пред­почтения и давать эстетическую оценку, различать жанровые при­знаки произведения (вальс, танец, песня, марш, народная пляс­ка), части произведения (вступление, заключение, запев, при­пев, проигрыш).

Продолжить знакомство детей с музыкой русских композито­ров-классиков, зарубежных и современных авторов.

Углублять знания детей при восприятии:

• вокальной музыки - русские народные песни, современные отечественные и песни разных народов, романсы, песенки из мультфильмов, арии из опер;

• инструментальной музыки - программная музыка, пьесы-настроения, лирические сочинения;

• оркестровой музыки - для народных инструментов, симфони­ческая камерная, музыка для большого симфонического оркестра.

Постижение музыки значительно улучшается сведениями о ней: ее особенностях, возможностях, разновидностях. Такую деятель­ность, направленную на усвоение знаний о музыке, Н.А. Ветлугина назвала музыкально-образовательной.

Задачи музыкально-образовательной деятельности

Дать прочные знания о музыке и ее особенностях путем систе­матических бесед: музыка выражает и изображает, имеет свой выразительный язык; различается по жанрам и способу исполне­ния. Методом слухового сопоставления, сравнения и анализа за­крепить знания детей о музыке вокальной и инструментальной, камерной и симфонической, театральной.

Способствовать овладению детьми необходимым словарным запасом для характеристики музыкальных произведений, форми­ровать умение правильно излагать свои мысли, используя музы­кальные термины.

 

Исполнительская деятельность

Для освоения различных видов исполнительской деятельно­сти необходимо формировать у детей определенные навыки и уме­ния.

Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие—с тру­дом. Для того чтобы детское исполнительство и творчество мог­ли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (акценты, ре­гистр, динамика, темп, мелодические интонации), могут выделять наиболее яркие из них, они используют опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих имп­ровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятель­ность детей сводится к подражанию, воспроизведению по образ­цу и не выполняет развивающей функции.

Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для других людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития.

Детское исполнительство требует определенных тренировоч­ных действий: повторений, упражнений. Интонационные по­грешности в пении дети преодолевают с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха, налаживание слуховокаль-ной координации. Танцевальные движения также разучиваются сначала в виде упражнений. Постепенно с опытом появляется выразительность движений, согласованность их с характером музыки. Для игры на музыкальных инструментах необходимо развитие слуха и чувства ритма. Эти способности формируются с помощью музыкально-дидактических игр и упражнений. Игра на инструментах осваивается детьми постепенно: вначале это лишь воспроизведение ритмического рисунка мелодии на шу­мовых и ударных инструментах. По мере развития слуха дети обучаются игре на звуковысотных музыкальных инструмен­тах — металлофоне, цитре, арфе, баяне и т. д. Чтобы запомнить и точно воспроизвести мелодию, ее необходимо повторить не­сколько раз.

Самое главное—чтобы дети не теряли интереса к музыкаль­ной деятельности. Все упражнения, которые даются для овладе­ния определенными навыками и умениями, должны носить игро­вую форму, быть образными. Здесь важны чувство меры, вариа­тивность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Педагог должен чувствовать, видеть реакцию детей, ни в коей мере не притуплять их интерес к музыкальным занятиям и, следо­вательно, к музыке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: