Творчество есть высший показатель музыкального развития ребенка. Детское музыкальное творчество - это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка - самовыражение. Детское музыкальное творчество предполагает наличие музыкальных способностей, знаний и умений. В процессе музыкального творчества активно участвует и образное мышление.
Таким образом, творческие импровизации обогащают процесс обучения: проблемные ситуации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности.
Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.
В пении дети чаще всего импровизируют спонтанно, в различных играх. Поют колыбельную куклам, марш для солдатиков на одном слоге и двух-трех звуках. Они легко исполняют и задания педагога: «Спой свое имя», «Ответь на вопрос пением» и т. д. Старшие дети охотно импровизируют песни, придумывают свою мелодию на заданный текст. Они способны сочинить и мелодии, различные по характеру: веселую, маршевую, спокойную.
Дети очень любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводу. Если им не навязывать готовые движения при инсценировках, можно наблюдать самобытный, неповторимый мир образов, выраженный в движениях. Однако надо отметить, что не у всех детей это получается одинаково успешно. Некоторые дети могут действовать только по показу. Творческие задания педагога им очень нравятся, но они не способны к каким-либо ярким самостоятельным и творческим действиям. Им полезно смотреть, как творческие задания выполняют другие дети, какие движения демонстрирует педагог.
В инсценировании песен, хороводов движения подсказывают литературный текст и характер музыки. Иногда педагогу приходится вначале проанализировать и обсудить с детьми характер будущих движений, чтобы они отчетливее их представили.
Певческая деятельность дошкольников
При пении возникает эмоциональный подъем, когда чувства и эмоции ребенка становятся особенно светлыми и добрыми.
Детский голос обладает рядом особенностей - краевое колебание связок, небольшой диапазон звучания, поверхностное дыхание. Вот почему так важны специальные вокальные упражнения на развитие слуха и голоса. При правильно поставленной работе у детей к старшему возрасту будут сформированы вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание) и хоровые навыки (ансамбль, строй). Овладение вышеуказанными навыками позволяет исполнять песни увлеченно и без ошибок.
Один из ведущих вопросов певческой деятельности дошкольников — формирование песенного творчества.
Качество песенного творчества во многом зависит от умений детей подобрать адекватные образу элементы музыкального языка: выразительная интонация, ритмический рисунок, лад.
Музыкальная интонация (интервал) является наименьшей выразительной частицей мелодии. Эмоциональная окрашенность интервалов-интонаций чрезвычайно важна в детской музыке. Дети легко запоминают и воспроизводят интонацию восклицания (скачок на квинту, сексту), «убаюкивающую» терцовую интонацию, торжественный восходящий квартовый ход в маршевых мелодиях. Не менее важно научить детей подбирать ритмический рисунок и темы. Ведь художественные образы в музыке выражаются звуками и развиваются во времени.
Одним из основных условий песенного творчества является умение детей удержаться при сочинительстве в пределах заданной тональности, т.е. владение ладом.
Задачи музыкального развития
Распевание. Совершенствовать голосовой аппарат детей, опираясь на примерный диапазон звучания. При этом стремиться сохранить индивидуальность природного типа детского голоса: высокий, средний, низкий.
Разучивание и исполнение п е с е н. Прививать детям культуру исполнения: выразительное исполнение в зависимости от содержания песни, умение слушать друг друга, удовольствие от пения в коллективе.
Формировать навыки самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения.
Песенное творчество. Формировать язык песенного творчества, учитывая индивидуальные способности детей.