Творческая деятельность

Творчество есть высший показатель музыкального развития ребенка. Детское музыкальное творчество - это сочине­ния и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важ­нейших потребностей ребенка - самовыражение. Детское музы­кальное творчество предполагает наличие музыкальных способ­ностей, знаний и умений. В процессе музыкального твор­чества активно участвует и образное мышление.

Таким образом, творческие импровизации обогащают процесс обучения: проблемные ситуации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнитель­ство, обычно не имеет художественной ценности для окружаю­щих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его ус­пешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содер­жания, выразительности самого образа и его воплощения, вариа­тивности, оригинальности.

В пении дети чаще всего импровизируют спонтанно, в различных играх. Поют ко­лыбельную куклам, марш для солдатиков на одном слоге и двух-трех звуках. Они легко исполняют и задания педагога: «Спой свое имя», «Ответь на вопрос пением» и т. д. Старшие дети охотно импровизируют песни, придумывают свою мелодию на заданный текст. Они способны сочинить и мелодии, различные по характе­ру: веселую, маршевую, спокойную.

Дети очень любят инсценировать песни, придумывать движе­ния к хороводу. Если им не навязывать готовые движения при инсценировках, можно наблюдать самобытный, неповторимый мир образов, выраженный в движениях. Однако надо отметить, что не у всех детей это получается одинаково успешно. Некото­рые дети могут действовать только по показу. Творческие зада­ния педагога им очень нравятся, но они не способны к каким-либо ярким самостоятельным и творческим действиям. Им полезно смот­реть, как творческие задания выполняют другие дети, какие дви­жения демонстрирует педагог.

В инсценировании песен, хороводов движения подсказывают литературный текст и характер музыки. Иногда педагогу прихо­дится вначале проанализировать и обсудить с детьми характер будущих движений, чтобы они отчетливее их представили.

Певческая деятельность дошкольников

При пении возникает эмоциональный подъем, когда чувства и эмоции ребенка становятся особенно светлыми и добрыми.

Детский голос обладает рядом особенностей - краевое коле­бание связок, небольшой диапазон звучания, поверхностное ды­хание. Вот почему так важны специальные вокальные упражнения на развитие слуха и голоса. При правильно поставленной работе у детей к старшему возрасту будут сформированы вокальные навы­ки (звукообразование, дикция, дыхание) и хоровые навыки (ан­самбль, строй). Овладение вышеуказанными навыками позволяет исполнять песни увлеченно и без ошибок.

Один из ведущих вопросов певческой деятельности дошколь­ников — формирование песенного творчества.

Качество песенного творчества во многом зависит от умений детей подобрать адекватные образу элементы музыкального языка: выразительная интонация, ритмический рисунок, лад.

Музыкальная интонация (интервал) является наименьшей выразительной частицей мелодии. Эмоциональная окрашенность интервалов-интонаций чрезвычайно важна в детской музыке. Дети легко запоминают и воспроизводят интонацию восклицания (ска­чок на квинту, сексту), «убаюкивающую» терцовую интонацию, торжественный восходящий квартовый ход в маршевых мелодиях. Не менее важно научить детей подбирать ритмический рисунок и темы. Ведь художественные образы в музыке выражаются звуками и развиваются во времени.

Одним из основных условий песенного творчества является умение детей удержаться при сочинительстве в пределах заданной тональности, т.е. владение ладом.

Задачи музыкального развития

Распевание. Совершенствовать голосовой аппарат детей, опираясь на примерный диапазон звучания. При этом стремиться сохранить индивидуальность природного типа детского голоса: вы­сокий, средний, низкий.

Разучивание и исполнение п е с е н. Прививать детям культуру исполнения: выразительное исполнение в зависимости от содержания песни, умение слушать друг друга, удовольствие от пения в коллективе.

Формировать навыки самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения.

Песенное творчество. Формировать язык песенного творчества, учитывая индивидуальные способности детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: