Царственность – прежде чем она стала частной “манной” отдельных людей – принадлежала человеку как таковому в качестве его призвания и достоинства

«Библейским откровением является утверждение о том, что “царственность” – прежде чем она стала частной “манной” (mana) отдельных людей – принадлежала человеку как таковому в качестве его призвания и достоинства. Бог, сотворив человека, дал ему поистине царскую власть: Он сотворил Его по Своему образу, а это значит – по образу Царя царей, по образу Того, Кто имеет всю силу и власть. Следовательно, власть дана человеку изначально, чтобы “обладать землею, и владычествовать над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле” (Быт. 1: 27–28). Человек был создан как царь творения – такова первая и главная истина о человеке, источник и основание библейской духовности. Быть царем, обладать даром царственности свойственно самой его природе. Он сам происходит свыше, ибо с небес получает образ Божий и власть превратить творение в то, каким оно задумано Богом. Он носитель божественной власти, благодетель земли, данной ему в качестве его царства для ее блага и исполнения ее назначения. Даже в своем падении, даже отрекшись от своей царственности, человек всё же несет печать своего первоначального царского достоинства»[9].

Это означает, что народ еврейский воспринимал государство не в качестве абстрактной власти на определенной территории, но именно как царство, то есть как некое религиозное, жизненное пространство, где обязательно есть царь, властно устанавливающий законы, и есть Бог, дающий власть для этого царю.

И все-таки человек, по замечанию известного богослова, «падший царь»: с самых первых страниц повествования о человеческой истории после грехопадения Библия показывает, как грех разрушает установленный Богом естественный социальный и даже природный порядок. Искажается брачная гармония первозданной четы (см.: Быт. 2: 18–24), их отношения теперь основываются не на чистой любви, а на жестком доминировании и половом инстинкте (см.: Быт. 3: 16). В их распространившейся семье появляются первые горькие плоды зависти, гнева, убийства и мщения (см.: Быт. 4). Далее мы видим, как вирус первородного греха разрушает человеческое общество (см.: Быт. 6: 5) и приводит к анархии (от древнегреч. αναρχία – безВЛАСТИе). Предел этой анархии полагает Сам Бог, когда уберегает виновного и подлежащего суду Каина от самосуда. Известный библеист Пол Маршалл полагает, что в повествовании о Каине «мы видим появление правопорядка». Таким образом, в библейской концепции государства правовой порядок в обществе учреждается именно Богом – это значит, что он имеет божественное происхождение и вечную нравственную ценность, а царственность – это не продукт борьбы за власть, а дар Божий[10].

Дар власти над творением, которым Творец наделил Адама, стал использоваться во зло и трансформировался в греховное стремление к власти ради самой власти, а не ради выполнения благословения Бога. Грех отчуждения от Бога разделил и человечество, затронув не только индивидуальный, семейный и общинный уровни, но вызвав наиболее мощные потрясения в политической и международной сферах, проявляясь здесь в жажде власти, насилии и гордыни, которая стала причиной Вавилонского рассеяния.

Заслуживает особого внимания то, что Бог благоволил осуществить Свою искупительную миссию в Ветхом Завете через историю государства. Однако эта история включала в себя не только индивидуальный подвиг праведников, но вершилась на всех уровнях власти и часто затрагивала политические международные отношения. «В Израиле политика не была чем-то чуждым ни для богословия, ни для духовной сферы», – справедливо отмечает один автор[11].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: