Толкование 2-го псалма, составленное святителем Филаретом (Дроздовым)

Толкование на псалом 2-ой было составлено святителем Филаретом в 1820 году. Впервые это толкование было издано 1821 году под именем епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова), ныне причисленного к лику святых, во втором томе собрания его трудов. Однако представляется несомненным, что толкование 2-го псалма в том виде, в каком оно было издано, составлено святителем Филаретом. Святитель Иннокентий отошел ко Господу в 1819 году. При жизни Иннокентия его связывали узы дружбы с Филаретом (Дроздовым). Посмертному изданию творений Иннокентия поспособствовал святитель Филарет. Можно предположить, что святитель Филарет переработал толкование Иннокентия (Смирнова) и издал это толкование под именем Иннокентия как памятник своему другу.

«Для удобнейшего изъяснения» святитель Филарет разделяет псалом на четыре части:

I часть (стт.1-4) – вступление, где «Пророк излагает тщетное усилие восстающих на Господа».

II часть (стт.4-6) – является доказательством к первой части, здесь Пророк «поставляет «Живущего на небесах» (Бога Отца) защитником Господа и гневным карателем врагов Его».

III часть (стт.7-9). В ней Пророк «вводит говорящим Мессию, Бога Сына, указывающим на Свое рождение, обширность Царства и силу власти».

IV часть (стт.10-12) – заключение, где «Дух Святой научает царей, судящих земли, и всех покоряться Царю-Богу».

Ознакомив читателя с содержанием псалма, святитель Филарет подробно изъясняет каждый стих. Следует заметить, что текст псалма для изъяснения взят славянский. Для определения буквального смысла, почти каждое слово псалма он подвергает филологическому разбору. Почти каждое слово сверяется с еврейским текстом, где нужно, и с древними переводами, а также с употреблением его в других местах Священного Писания.

Параллелизм, являющийся постоянным свойством экзегетического метода святителя Филарета, особенно заметен в толковании 2-го псалма. Редкое слово не проверено употреблением его в другом месте Священного Писания. Малейшую разность параллельных выражений он отмечает и объясняет. Принят во внимание при толковании 2-го псалма и контекст речи.

Святитель Филарет активно использует при толковании творения святых отцов и учителей Церкви, обнаруживая при этом исключительное знание святоотеческой литературы. Ведь святые отцы, говорит святитель, «более нас молились, подвизались, очищали свою внутреннюю и внешнюю жизнь», и поэтому в них «более прояснился образ Божий, и открылось чистое созерцание», их «дух и на земле ближе нашего граничил с раем». К мнениям святых отцов святитель Филарет относился почтительно, но это не мешало ему быть и критичным. Например, при толковании слова «народы» (Пс.2,1) он не принимает мнение «некоторых Отцов», а при толковании 7-го стиха дополняет их.

«Исследователями экзегетических трудов святителя Филарета отмечается высокое достоинство истолкования им 2-го псалма»… В частности, Н. Троицкий говорит: «У Филарета – обстоятельный разбор и точный перевод текста по еврейскому подлиннику, отчетливое понимание и изложение буквального смысла, основательный вывод пророчественного мессианского значения, научный метод с критической обработкой данных, русская речь и литературный слог»

Билет.

Учительные книги: Особенности проблематики.

разное время написание

постепенное формирование (Псалтирь)

проблема авторства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: