Псалмы 6, 8, 13, 15 и 17: Мессианские места

При рассмотрении псалма 6 обращают внимание на стих 9: «Удалитесь от меня все делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего». Господь Иисус Христос вспоминает эти слова, когда обличает лжепророков: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

псалом 8 в качестве мессианских рассматривается стихи 2-3 и 4-10.

«Часть псалма восьмого прилагает Иисус Христос к первому прославлению Своему в Иерусалиме пред страданием», - говорит святитель Филарет Московский. Эта часть включает в себя 2-ой и 3-й стихи: «Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя» (Пс. 8, 2-3). «Из уст младенцев» – эти слова Господь Иисус Христос привел как пророчество о Себе. «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф. 21, 15-16). Имеется ли у слов 3 стиха какой-либо иной смысл, кроме смысла пророческого? Быть может, на память псалмопевцу пришло предание, которое затем было отражено в книге Премудрости Соломона (Прем. 10, 21). Там говорится, что при переходе евреев через Чермное море даже «уста немых и язык младенцев сделались ясными». Возможно, имеется в виду охватившая евреев бурная радость после чудесного спасения их народа и гибели врагов. В общей радости принимали участие даже немые и младенцы, выражение чувств которых были для всех понятными

«Другую часть псалма (стт.4-10) Апостол Павел изъясняет о прославлении Иисуса Христа, по Его страдании», - отмечает святитель Филарет. Речь идет о второй главе послания к Евреям.

Пс.8, 4-10 Евр.2, 6-9
Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.

 

Слава и честь – это Крест; и Сам Господь наш Иисус Христос называет его славою, когда говорит: «Прииде час, да прославится Сын Человеческий

13 псалом начинается словами: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (стих 1). Святитель Афанасий Великий так комментирует эти слова: «Поскольку, не подумав, что есть Бог, который назирает и праведным судом судит человеческие дела, привели они в исполнение всякое непотребное дело, то потому (стих 2) Господь с небесе приниче. А это ясно указывает на пришествие Господа к человекам».

Стихи 2-3: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного». Апостол Павел, раскрывая учение о повреждении человеческой природы грехом и о спасении людей Иисусом Христом, приводит вышеприведенные слова 13 псалма в послании к Римлянам: «Как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного не годны, нет ни одного» (Рим. 3, 9 -12). По толкованию святителя Филарета Московского, в стихах 2-3 говорится о всеобщем повреждении человеческого рода, особенно проявившимся перед пришествием в мир Спасителя. Блаженный Феодорит Кирский, толкуя 7 стих 13 псалма: «Кто даст спасение Израилево?», полагает, что в нем есть мессианский смысл. Этими словами предвозвещается «спасительное явление нашего Спасителя»

Пророчество, которое теперь у нас в руках, заключает в себе призвание язычников, обвинение израильтян в непослушании и самую тайну воскресения общего всем нам Спасителя Иисуса Христа. Думаю, благодаря этому песнь эта и названа столпописанием, потому что пророк Давид выставил ее как бы на столпе своим потомкам. Слова же песни поются от лица Христова, как и научил нас понимать это Петр».

Этот псалом, как указывает святитель Филарет Московский: «в некоторых его изречениях изъясняют о Христе апостолы Петр (Деян. 2, 25-30) и Павел (Деян 13, 35-37) и употребляют в подтверждение о Его воскресении. Поэтому и в целом составе этот псалом есть молитва надежды, приносимая Христом в созерцании судьбы Своей земли». Святитель имеет в виду слова апостола Петра из его речи народу в день сошествия Святого Духа и апостола Павла, произнесенные во время проповеди в синагоге Антиохии Писидийской.

Апостол Петр, благовествуя о Христе жителям Иерусалима, говорил: «Давид говорил о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. Мужи братия! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня» (Деян. 2, 25-30). Выделенные слова – цитата из псалма 15, 8-11 (не буквально совпадающая с текстом псалма).

Апостол Павел говорил в синагоге Антиохии Писидийской: «Мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса» (Деян. 13, 21). Приведя, как пророчества о Мессии, слова псалма 2 (седьмой стих) и пророка Исайи (55, 3) апостол сказал далее: «Посему и в другом месте говорит: «не дашь Святому Твоему увидеть тление (Пс. 15, 10). Давид в свое время, послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление; а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления» (Деян. 13, 35-37). 

«Пророк предвозвещает здесь страдания Владыки и спасение уверовавших в него», - говорит о псалме 15 блаженный Феодорит.

Псалом 17 Святитель Филарет Московский пишет, что «в псалме 17 псалмопевец обещает к своему исповеданию Бога Спасителя приобщить язычников (стих 50: «За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему»), что, по изъяснению апостола (Рим. 15, 8-9), совершил Иисус Христос». «Разумею то, - говорит святитель, - что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников – из милости, чтобы славили Бога, как написано: «За то буду славить Тебя, Господи, между язычниками, и буду петь имени Твоему». Поэтому можно всю эту торжественную песнь Давида почитать прообразованием победной песни Воскресшего Иисуса Христа».

Обратим внимание и на другие места этого псалма. 

Стих 10: Говорится здесь о Боге: «Наклонил Он небеса и сошел». В славянском тексте: «И приклони небеса, и сниде». Святитель Афанасий Великий, толкуя эти слова, говорит, что они «самым ясным образом пророчествует о сошествии Господа». «И мрак под ногами Его». Афанасий Великий объясняет, что псалмопевец здесь «дает разуметь сокровенность домостроительного пришествия и невидимость Божию, чтобы сказанное им не увлекло нас в плотские понятия». Пришествие в мир Спасителя не сделало видимым Божественную Природу. Стала видима и изобразима Ипостась Бога Сына, но не Божественная Природа. 

Блаженный Феодорит Кирский также слова 10 стиха: «Приклони небеса и сниде» считает пророчеством о пришествии в мир Спасителя, Сына Божиего: «Слова «приклони небеса и сниде» будем разуметь так, что (Бог) явил собственное Свое пришествие».

Стих 11: «И воссел на херувимах и полетел, и понесся на крыльях ветра». «Этим, - говорит святитель Афанасий, - изображает (псалмопевец) Вознесение Его; Херувимами и крылами ветреными называет или то облако, которое взяло Его и о котором написано в Деяниях: и сии рек, зрящим им взятся и облак подъят Его от очию их (Деян. 1. 9), или быстроту явления, скорость пришествия и помощи»

Билет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: