ШКАЛА АПГАР (1965 г.)
Признаки | Оценка в баллах | ||
0 | 1 | 2 | |
Сердцебиение | Отсутствует | Брадикардия (меньше 100 уд. в мин.) | Более 100 уд. в мин. |
Дыхание | Отсутствует | Нерегулярные дыхательные движения | Громкий крик |
Мышечный тонус | Вялый | Некоторая степень сгибания | Активные движения |
Рефлекторная возбудимость | Отсутствует | Слабо выражена (гримаса) | Хорошо выражена (крик) |
Окраска кожи | Синюшная или бледная | Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей | Розовая |
Клиническая оценка тяжести асфиксии:
1-3 балла – тяжелая асфиксия
4-6 баллов – умеренная асфиксия
7 баллов и более – отсутствие асфиксии
Оценка зрелости новорожденного (по Петруссу)
" Морфологический индекс зрелости ":
Гестационный срок = 30 + сумма баллов в неделях
Признаки | 2 | 1 | 0 |
Ушная раковина | Оформленная, твердая | Завернутая сверху | Бесформенная, мягкая |
Ореолы сосков | Более | Менее | Розовая точка |
Исчерченность стоп | Почти полностью | Дистальная часть | Дистально 1-2 черты |
Цвет кожи | Розовая | Красная отечна | Красная тонкая |
Яички | В мошонке | У входа в пах | Не опущены |
Большие половые губы | Больше малых | Равны малым | Меньше малых |
|
|
Основные параметры физического развития при рождении
в зависимости от гестационного возраста (М ± σ) (Г.М. Дементьева)
Масса-ростовой показатель (МРП) = масса тела (г) / длина тела (см)
Гестационный возраст, недели | Масса тела, (гр.) | Длина тела, (см) | Окружность головы, (см) | Окружность груди, (см) | Масса-ростовой показатель |
28 | 1124 ± 183 | 35,9 ± 1,8 | 26,6 ± 1,9 | 23,9 ± 1,9 | 31,2 |
29 | 1381 ± 172 | 37,9 ± 2,0 | 28,0 ± 1,5 | 25,7 ± 1,7 | 36,3 |
30 | 1531 ± 177 | 38,9 ± 1,7 | 28,9 ± 1,2 | 26,4 ± 1,4 | 39,4 |
31 | 1695 ± 212 | 40,4 ± 1,6 | 29,5 ± 1,5 | 26,7 ± 1,6 | 41,9 |
32 | 1827 ± 267 | 41,3 ± 1,9 | 30,2 ± 1,6 | 27,9 ± 1,9 | 44,1 |
33 | 2018 ± 241 | 42,7 ± 1,8 | 30,6 ± 1,2 | 28,1 ± 1,7 | 46,4 |
34 | 2235 ± 263 | 43,6 ± 1,7 | 31,3 ± 1,3 | 28,9 ± 1,7 | 49,9 |
35 | 2324 ± 206 | 44,4 ± 1,5 | 31,9 ± 1,3 | 29,6 ± 1,6 | 51,7 |
36 | 2572 ± 235 | 45,3 ± 1,7 | 32,3 ± 1,4 | 30,1 ± 1,9 | 53,6 |
37 | 2771 ± 418 | 47,6 ± 2,3 | 33,7 ± 1,5 | 31,7 ± 1,7 | 57,9 |
38 | 3145 ± 441 | 49,6 ± 2,0 | 34,7 ± 1,2 | 33,1 ± 1,6 | 63,6 |
39 | 3403 ± 415 | 50,8 ± 1,6 | 35,5 ± 0,9 | 34,3 ± 1,2 | 66,9 |
40 | 3546 ± 457 | 51,7 ± 2,1 | 35,7 ± 1,3 | 35,0 ± 1,7 | 68,8 |
Схема-алгоритм построения клинического диагноза
Этап. СУБЪЕКТИВНЫЙ СТАТУС
А) анамнез заболевания
Жалобы на 2.начало и течение 3.течение
Момент курации настоящего предшествующих
Заболевания заболеваний
Б) анамнез жизни
Клинико-генеологический 2. Биологический 3.Постнаталь-
Анамнез анамнез ный анамнез
Этап. ОБЪЕКТИВНЫЙ СТАТУС
Выделение ведущих 2.Обоснование предва-
Синдромов рительного диагноза
Этап. ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЁМА ПАРАКЛИНИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
Выбор скрининг-тестов 2.Целенаправленные исследования
|
|
Этап. ОБОСНОВАНИЕ СИНДРОМАЛЬНОГО ДИАГНОЗА
Основной диагноз
Сопутствующие заболевания
Факторы риска
ОБЩИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБЪЕКТИВНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО
Перед началом осмотра ребенка необходимо вступить с ним в контакт.
Руки врача должны быть чистыми.
В течение всего осмотра ребенок должен быть спокоен.
Все манипуляции, причиняющие неприятное, ощущение ребенку (осмотр зева, инструментальные исследования), должны проводиться в конце осмотра.
Ребенок должен быть полностью раздет; детей школьного возраста особенно девочек в период полового созревания следует раздевать постепенно по мере исследования.
Обследование ребенка необходимо проводить в условиях достаточно яркого освещения (лучше дневного).
В отличие от взрослых, анамнез, особенно у детей раннего возраста, как правило, собирается у его родителей, от наблюдательности которых зависит полнота и достоверность сведений, их ценность для диагностики.
Врач должен располагаться справа от ребенка, находящегося в постели.
Работа врача у постели больного должна заключаться не только в проведении диагностических и лечебных мероприятий, но и иметь воспитательное значение для ребенка и матери.
Объективное исследование ребенка начинается с оценки общего состояния.
Затем оценивается состояние сознания, положение больного, темперамент, походка, физическое развитие (диатез, конституция и состояния органов и систем).
Общее состояние больного может быть:
1) удовлетворительным – стадия относительной компенсации;
2) средней тяжести – стадия декомпенсации основных функций, нет угрозы для жизни;
3) тяжелым – функции организма декомпенсированы, сознание ясное, чаще помрачено (ступор, сопор) и угроза для жизни;
4) крайне тяжелым – сознание чаще сопор, кома, требуется экстренная неотложная терапия.
5) клиническая смерть – прекращение пульса и дыхания, но нет необратимых изменений.
Параллельно отмечается эмоциональная активность ребенка (снижение, норма, возбужденное, неустойчивое) и ритмсна и бодрствования.
При значительной степени угнетения мозговой коры наступает потеря сознания – кома (коматозное состояние). Рационально определить степень комы. При I степени – отсутствует сознание и произвольные движения, роговичные и корнеальные рефлексы сохранены;
II степень комы характеризуется отсутствием сознания, арефлексией (сохранены только вялые рефлексы зрачков, часто наблюдается расстройство ритма дыхания).
При тяжелой коме - III степени наблюдается отсутствие всех рефлексов, глубокие расстройства ритма дыхания и кровообращения, цианоз, гипотермия. Кроме различной степени угнетения сознания может наблюдаться возбуждение больного, бред галлюцинация.
Учебно-методические материалы
Основная литература (ЛО)
1. Мазурин А.В., Воронцов И.Н. Пропедевтика детских болезней. Учебник. – СПб: Фолиант, 2001г.
2. Пропедевтика детских болезней /под редакцией Геппе Н.А., Подчерняевой: Учебник для студентов медицинских ВУЗов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 464с.