Периоды жизни плода и новорожденного

ШКАЛА АПГАР (1965 г.)

 

Признаки

Оценка в баллах

0 1 2
Сердцебиение Отсутствует Брадикардия (меньше 100 уд. в мин.) Более 100 уд. в мин.
Дыхание Отсутствует Нерегулярные дыхательные движения Громкий крик
Мышечный тонус Вялый Некоторая степень сгибания Активные движения
Рефлекторная возбудимость Отсутствует Слабо выражена (гримаса) Хорошо выражена (крик)
Окраска кожи Синюшная или бледная Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей Розовая

Клиническая оценка тяжести асфиксии:

1-3 балла – тяжелая асфиксия

4-6 баллов – умеренная асфиксия

7 баллов и более – отсутствие асфиксии

 

Оценка зрелости новорожденного (по Петруссу)

" Морфологический индекс зрелости ":

Гестационный срок = 30 + сумма баллов в неделях

 

Признаки 2 1 0
 Ушная раковина Оформленная, твердая Завернутая сверху Бесформенная, мягкая
 Ореолы сосков Более Менее Розовая точка
 Исчерченность  стоп Почти полностью Дистальная часть Дистально 1-2 черты
 Цвет кожи Розовая Красная отечна Красная тонкая
 Яички В мошонке У входа в пах Не опущены
Большие половые губы Больше малых Равны малым Меньше малых

 

 

Основные параметры физического развития при рождении

в зависимости от гестационного возраста (М ± σ) (Г.М. Дементьева)

Масса-ростовой показатель (МРП) = масса тела (г) / длина тела (см)

Гестационный возраст, недели Масса тела, (гр.) Длина тела, (см) Окружность головы, (см) Окружность груди, (см) Масса-ростовой показатель
28 1124 ± 183 35,9 ± 1,8 26,6 ± 1,9 23,9 ± 1,9 31,2
29 1381 ± 172 37,9 ± 2,0 28,0 ± 1,5 25,7 ± 1,7 36,3
30 1531 ± 177 38,9 ± 1,7 28,9 ± 1,2 26,4 ± 1,4 39,4
31 1695 ± 212 40,4 ± 1,6 29,5 ± 1,5 26,7 ± 1,6 41,9
32 1827 ± 267 41,3 ± 1,9 30,2 ± 1,6 27,9 ± 1,9 44,1
33 2018 ± 241 42,7 ± 1,8 30,6 ± 1,2 28,1 ± 1,7 46,4
34 2235 ± 263 43,6 ± 1,7 31,3 ± 1,3 28,9 ± 1,7 49,9
35 2324 ± 206 44,4 ± 1,5 31,9 ± 1,3 29,6 ± 1,6 51,7
36 2572 ± 235 45,3 ± 1,7 32,3 ± 1,4 30,1 ± 1,9 53,6
37 2771 ± 418 47,6 ± 2,3 33,7 ± 1,5 31,7 ± 1,7 57,9
38 3145 ± 441 49,6 ± 2,0 34,7 ± 1,2 33,1 ± 1,6 63,6
39 3403 ± 415 50,8 ± 1,6 35,5 ± 0,9 34,3 ± 1,2 66,9
40 3546 ± 457 51,7 ± 2,1 35,7 ± 1,3 35,0 ± 1,7 68,8

 

Схема-алгоритм построения клинического диагноза

 

Этап. СУБЪЕКТИВНЫЙ СТАТУС

А) анамнез заболевания

Жалобы на 2.начало и течение 3.течение

Момент курации настоящего предшествующих

Заболевания заболеваний

Б) анамнез жизни

Клинико-генеологический 2. Биологический 3.Постнаталь-

Анамнез анамнез ный анамнез

Этап. ОБЪЕКТИВНЫЙ СТАТУС

Выделение ведущих 2.Обоснование предва-

Синдромов рительного диагноза

Этап. ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЁМА ПАРАКЛИНИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

Выбор скрининг-тестов 2.Целенаправленные исследования

Этап. ОБОСНОВАНИЕ СИНДРОМАЛЬНОГО ДИАГНОЗА

Основной диагноз

Сопутствующие заболевания

Факторы риска

 

ОБЩИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБЪЕКТИВНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО

Перед началом осмотра ребенка необходимо вступить с ним в контакт.

Руки врача должны быть чистыми.

В течение всего осмотра ребенок должен быть спокоен.

Все манипу­ляции, причиняющие неприятное, ощущение ребенку (осмотр зева, инструментальные ис­следования), должны проводиться в конце осмотра.

Ребенок должен быть полностью раздет; детей школьного возраста особенно девочек в период полового созревания следует разде­вать постепенно по мере исследования.

Обследование ребенка необходимо проводить в ус­ловиях достаточно яркого освещения (лучше дневного).

В отличие от взрослых, анамнез, особенно у детей раннего возраста, как правило, собирается у его родителей, от наблюдательности которых зависит полнота и достоверность сведений, их ценность для диагностики.

Врач должен располагаться справа от ребенка, находящегося в постели.

Работа врача у постели больного должна заключаться не только в проведении диагностических и лечебных мероприятий, но и иметь воспитательное значение для ребенка и матери.

 

 

Объективное исследование ребенка начинается с оценки общего состояния.

Затем оценивается состояние сознания, положение больного, темперамент, походка, физическое развитие (диатез, конституция и состояния органов и систем).

Общее состояние больного может быть:

1) удовлетворительным – стадия относительной компенсации;

2) средней тяжести – стадия декомпенсации основных функций, нет угрозы для жизни;

3) тяжелым – функции организма декомпенсированы, сознание ясное, чаще помрачено (ступор, сопор) и угроза для жизни;

4) крайне тяжелым – сознание чаще сопор, кома, требуется экстренная неотложная терапия.

5) клиническая смерть – прекращение пульса и дыхания, но нет необратимых изменений.

Параллельно отмечается эмоциональная активность ребенка (снижение, норма, возбужденное, неустойчивое) и ритмсна и бодрствования.

При значительной степени угнетения мозговой коры наступает потеря сознания – кома (коматозное состояние). Рационально определить степень комы. При I степени – отсутствует сознание и произвольные движения, роговичные и корнеальные рефлексы сохранены;

II степень комы характеризуется отсутствием сознания, арефлексией (сохранены только вялые рефлексы зрачков, часто наблюдается расстройство ритма дыхания).

При тяжелой коме - III степени наблюдается отсутствие всех рефлексов, глубокие расстройства ритма дыхания и кровообращения, цианоз, гипотермия. Кроме различной степени угнетения сознания может наблюдаться возбуждение больного, бред галлюцинация.

Учебно-методические материалы

Основная литература (ЛО)

1. Мазурин А.В., Воронцов И.Н. Пропедевтика детских болезней. Учебник. – СПб: Фолиант, 2001г.

2. Пропедевтика детских болезней /под редакцией Геппе Н.А., Подчерняевой: Учебник для студентов медицинских ВУЗов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 464с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: