Для объяснения закономерностей процесса восприятия и познания человека человеком в психологии используется термин социальная перцепция. Алексей Александрович Бодалев, выявлены механизмы социальной перцепции:
-каузальная атрибуция,
-эффект ореола,
-стереотипизация,
-социальная установка,
-идентификация,
-эмпатия,
-рефлексия,
-сензитивность.
Все эти механизмы проявляются в общении педагога, определяют характер взаимодействия с учениками и его результаты, но не всегда осознаются учителями. Каузальная атрибуция определяется как объяснение педагогом причин и мотивов поведения учеников.
Эффект ореола - тенденция переносить благоприятное (или негативное) впечатление об одном качестве человека на всю личность.
Стереотипизация. Стереотип - относительно устойчивый и упрощенный образ человека, группы, события, явления, отражающий лишь некоторые, а иногда и объективно несуществующие черты.
Социальная педагогическая установка - это готовность учителя оценивать и реагировать определенным образом на учеников или учебные ситуации, сформированная на основе прошлого опыта и оказывающая направляющее динамическое влияние на поведение: положительные и негативные. Педагогу необходимы положительные установки по отношению к ученикам.
Эмпатия - это установка на принятие другой позиции, восприятие мира глазами ребенка. Значит - быть ответственным и сильным, и в то же время чутким. Сензитивность - особая специфическая чувствительность к эмоциональным состояниям других людей. Н.В. Кузьмина определяет сензитивность - чувствительность как главную, малокомпенсируемую способность к педагогической деятельности. Рефлексия - это способность педагога осознавать, как он воспринимается партнерами по общению: учениками, коллегами, родителями и т.д. Это качество предполагает высокий уровень самосознания, личностной зрелости, свободу от всяческих психологических защит.
Принципы работы психолога с педагогами (А.А. Реан, Я.Л. Коломинский). Особенности психологической помощи педагогам с различным опытом и стажем работы в школе.
Реан А.А. и Коломинский Я.Л. предлагают такую модель работы психолога в школе:
Для того, чтобы результаты деятельности психологической службы соответствовали практическим потребностям, необходимо поставить психологическую службу на системную основу. Они выделяют следующие принципы работы психологической службы:
1) Принцип системного целеполагания. Один из важнейших признаков сильного мышления (четкое знание своих целей и, по возможности, целей других людей).
2) Принцип целостности. Достижение единства и взаимосвязи между всеми компонентами педагогического процесса.
3) Принцип профессионально-педагогической активности
4) Принцип достаточной ограниченности
5) Принцип взаимосодействия
6) Принцип развития
Выделяют следующие этапы работы по вышеперечисленным принципам:
1. Исследование по возможности всех учащихся школы по экономичным, быстрым методикам.
2. Одновременно с проведением процедуры психодиагностики проходит серия психолого-педагогических семинаров для учителей школы. Их цель – ввести педагогов в курс проводимой работы
3. По окончанию диагностической работы проводится обработка и анализ полученных результатов: заполняются карты учеников
4. Этап совместной работы психологов школы и учителей по анализу результатов.
5. Результаты работы в обобщенном виде обсуждаются на родительском собрании и на пед.совете, но в общем, обобщенном виде
Работа психолога с учителем
Первые 5 лет работы педагога в школе – это годы адаптации к педагогической деятельности.
В последующие 6-10 лет работы педагога в школе происходит стабилизация профессиональной деятельности, формируется профессиональная позиция.
Учителя с 11-15 годами стажа начинают переживать «педагогический кризис», который часто связан с осознанием противоречия между своими желаниями и своими возможностями.
16-20 лет работы в школе: возможно снижение профессионализма. Формируются защитные механизмы. Психолог организует профессиональные семинары, помогает снятию напряжения и защитных механизмов.
21-25 лет стажа – очень продуктивный для педагога возраст. Учитель не всегда готов к контакту с психологом. Психологу нужно найти к нему подходы.
Стаж более 25 лет: может развиться синдром «сгорания»: биологическое старение, профессиональное старение (невосприимчивость к новому), психоэмоциональное напряжение.
РАЗДЕЛ III
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ
практические задания к вопросам: