Социально-перцептивные механизмы педагогического взаимодействия. Эмпатия и рефлексия в процессе педагогического взаимодействия и общения

Для объяснения закономерностей процесса восприятия и познания человека человеком в психологии используется термин социальная перцепция. Алексей Александрович Бодалев, выявлены механизмы социальной перцепции:

-каузальная атрибуция,

-эффект ореола,

-стереотипизация,

-социальная установка,

-идентификация,

-эмпатия,

-рефлексия,

-сензитивность.

Все эти механизмы проявляются в общении педагога, определяют характер взаимодействия с учениками и его результаты, но не всегда осознаются учителями. Каузальная атрибуция определяется как объяснение педагогом причин и мотивов поведения учеников.

Эффект ореола - тенденция переносить благоприятное (или негативное) впечатление об одном качестве человека на всю личность.

Стереотипизация. Стереотип - относительно устойчивый и упрощенный образ человека, группы, события, явления, отражающий лишь некоторые, а иногда и объективно несуществующие черты.

Социальная педагогическая установка - это готовность учителя оценивать и реагировать определенным образом на учеников или учебные ситуации, сформированная на основе прошлого опыта и оказывающая направляющее динамическое влияние на поведение: положительные и негативные. Педагогу необходимы положительные установки по отношению к ученикам.

Эмпатия - это установка на принятие другой позиции, восприятие мира глазами ребенка. Значит - быть ответственным и сильным, и в то же время чутким. Сензитивность - особая специфическая чувствительность к эмоциональным состояниям других людей. Н.В. Кузьмина определяет сензитивность - чувствительность как главную, малокомпенсируемую способность к педагогической деятельности. Рефлексия - это способность педагога осознавать, как он воспринимается партнерами по общению: учениками, коллегами, родителями и т.д. Это качество предполагает высокий уровень самосознания, личностной зрелости, свободу от всяческих психологических защит.

 

Принципы работы психолога с педагогами (А.А. Реан, Я.Л. Коломинский). Особенности психологической помощи педагогам с различным опытом и стажем работы в школе.

Реан А.А. и Коломинский Я.Л. предлагают такую модель работы психолога в школе:

Для того, чтобы результаты деятельности психологической службы соответствовали практическим потребностям, необходимо поставить психологическую службу на системную основу. Они выделяют следующие принципы работы психологической службы:

1) Принцип системного целеполагания. Один из важнейших признаков сильного мышления (четкое знание своих целей и, по возможности, целей других людей).

2) Принцип целостности. Достижение единства и взаимосвязи между всеми компонентами педагогического процесса.

3) Принцип профессионально-педагогической активности

4) Принцип достаточной ограниченности

5) Принцип взаимосодействия

6) Принцип развития

Выделяют следующие этапы работы по вышеперечисленным принципам:

1. Исследование по возможности всех учащихся школы по экономичным, быстрым методикам.

2. Одновременно с проведением процедуры психодиагностики проходит серия психолого-педагогических семинаров для учителей школы. Их цель – ввести педагогов в курс проводимой работы

3. По окончанию диагностической работы проводится обработка и анализ полученных результатов: заполняются карты учеников

4. Этап совместной работы психологов школы и учителей по анализу результатов.

5. Результаты работы в обобщенном виде обсуждаются на родительском собрании и на пед.совете, но в общем, обобщенном виде

Работа психолога с учителем

Первые 5 лет работы педагога в школе – это годы адаптации к педагогической деятельности.

В последующие 6-10 лет работы педагога в школе происходит стабилизация профессиональной деятельности, формируется профессиональная позиция.

Учителя с 11-15 годами стажа начинают переживать «педагогический кризис», который часто связан с осознанием противоречия между своими желаниями и своими возможностями.

16-20 лет работы в школе: возможно снижение профессионализма. Формируются защитные механизмы. Психолог организует профессиональные семинары, помогает снятию напряжения и защитных механизмов.

21-25 лет стажа – очень продуктивный для педагога возраст. Учитель не всегда готов к контакту с психологом. Психологу нужно найти к нему подходы.

Стаж более 25 лет: может развиться синдром «сгорания»: биологическое старение, профессиональное старение (невосприимчивость к новому), психоэмоциональное напряжение.

 



РАЗДЕЛ III

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

практические задания к вопросам:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: