Понятие «методика» имеет древнегреческие корни и переводится как путь исследования, теория, учение. Методика есть учебная дисциплина, которая даёт теоретическую и практическую подготовку будущим преподавателям. Реализуется эта подготовка в форме лекций, семинарских и практических занятий, объем и содержание которых определяются соответствующими программами, в процессе педагогической практики, при подготовке и защите курсовых и дипломных работ. В узком смысле слова методика преподавания - это учение о методах обучения и воспитания. На основе познанных закономерностей методика разрабатывает, с одной стороны, средства, способы и организационные формы учебно-воспитательного процесса; с другой - нормативные требования к деятельности.
Отсюда со всей очевидностью вытекает заключение о многоуровненности методики.
Первый уровень - это наука, подчиняющая себе весь педагогический процесс на основе диалектического взаимодействия и взаимопроникновения педагогики (теории образования) и дидактики (теории обучения)
|
|
Второй уровень - учение (научная дисциплина) о методах обучения и воспитания, закономерностях обучения.
Третий уровень - закреплённая сумма приёмов и организационных мер по изучению конкретной учебной дисциплины (группы дисциплин).
Поэтому наряду с теорией методики есть как общая методика преподавания, так и специфические (частные) методики преподавания группы дисциплин, отдельной дисциплины, ее разделов и даже отдельных тем.
Методика преподавания общественных наук призвана обеспечить высокий теоретический уровень преподавания, строгую научность, яркость и доходчивость изложения материала. Как совокупность определённых приёмов, методика преподавания неразрывно связана с содержанием изучаемой науки и ее методологией.
Методика как учение о методах обучения и воспитания представляет собой часть общей теории образования и обучения - дидактики, разрабатывающей весь комплекс вопросов содержания, методов и форм обучения. Последняя же выступает в качестве органической составной части педагогики, имеющей своим предметом образование, обучение и воспитание людей.
Практическое задание № 4 к вопросу «Методы обучения и развития личности в методике преподавания психологии».
Методы показывают, как действует педагог и как действует обучаемый. По доминирующим средствам методы подразделяют на словесные, наглядные и практические. В зависимости от основных дидактических задач выделяют:
1) методы приобретения новых знаний;
2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
|
|
3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Сюда же включают методы закрепления изучаемого материала и методы самостоятельной работы. Существует классификация, в которой сочетаются методы преподавания с соответствующими методами учения. Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. В ней за основу берётся характер учебно-познавательной деятельности обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:
– объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный),
– репродуктивный метод,
– метод проблемного изложения,
– частично-поисковый (или эвристический) метод,
– исследовательский метод.
Названные методы подразделяются на две группы: репродуктивную (1 и 2 методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и воспроизводит уже известные ему способы деятельности; продуктивную (4 и 5 методы), когда учащиеся добывают новые знания в результате творческой деятельности.
1. Репродуктивные методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный метод (или информационно-рецептивный) – состоит в том, что преподаватель сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и запоминают эту информацию. Сообщение информации преподаватель осуществляет с помощью устного слова (объяснение, рассказ, лекция); печатного слова (учебник, пособия); наглядных средств (картины, схемы, кино и диафильмы); практического показа способов деятельности (показ способа составления плана, решения задачи и т.д.)Обучаемые смотрят, слушают, наблюдают, читают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.
Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократномувоспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов деятельности. Педагог даёт задания, а учащийся их выполняет. Таким образом, главным признаком репродуктивного метода является воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу. Преподаватель пользуется устным и печатным словом, наглядностью разного вида, а обучаемые выполняют задания, имея готовый образец. Методы первой группы обогащают учащихся знаниями, умениями, навыками, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и т.д.), но не гарантируют развития творческих способностей. Эта цель достигается продуктивными методами.