Практическое задание № 9 к вопросу «Стратегии психологического образования в формировании психологической культуры личности студента»

Психологическая культура личности – умение ясно и определенно мыслить, говорить, контролировать свое поведение, владеть эмоциями и чувствами, самодисциплина, собранность, организованность, вежливость.

Взаимосвязь образования и культуры подчеркивается многими отечественными и зарубежными авторами (Выготский, Леонтьев, Зинченко, Зимняя, Роджерс, Маслоу и др.). Задача формирования психологической культуры подрастающего поколения не может быть решена без развития индивидуальной психологической культуры взрослых, родителей, воспитателей, учителей и самих психологов.

Принципы формирования психологической культуры личности (Коломинский Я.Л.): психологическая предобразованность, личностная вовлеченность, интроспективное проецирование, психотерапевтическое ожидание.

• Психологическая предобразованность – это сумма, совокупность житейских психологических понятий, представлений, способов и умений, навыков психологической саморегуляции, приемов самовоспитания, а также методов межличностного взаимодействия, которые подрастающий человек приобретает стихийно в процессе социализации.

• Принцип личностной вовлеченности вытекает из психологической предынформированности. Преподавателю психологии почти не приходится прилагать специальные усилия, чтобы показать ученикам жизненную важность своего предмета. Она, на первый взгляд, самоочевидна. Личностная вовлеченность реализуется в двух активных перцептивно-рефлексивных процессах: интроспективном проецировании и психотерапевтическом ожидании.

• Интроспективное проецирование – это процесс соотнесения человеком своих черт, индивидуально-личностных характериологических качеств, эмоциональных переживаний и волевых проявлений, особенностей познавательной деятельности, иными словами: всех обсуждаемых психологических параметров индивидуальности с эталонно-нормативными описаниями, которые содержатся в уроках, лекциях и книгах.

• Психотерапевтическое ожидание, связано с надеждой получить, наконец, ответ на такие вопросы, которые по мнению ученика, находятся в компетенции психолога. Содержание этих ожиданий зависит от возраста учащихся и характерных индивидуальных особенностей их внутренней жизни. Преподаватель психологии выступает для ученика в роли психолога-консультанта и психотерапевта.

Становление особой психологической культуры личности предполагает развитие таких ее компонентов, как культура убеждений, культура переживаний, культура представлений и культура влияния.

• Культура убеждений – убеждение в свободе и самоценности каждого человека. Конечной целью образования является не передача и накопление информации, а укрепление духовности как способности жить осмысленно и нравственно. Подлинная духовность всегда выражается в динамике, в постоянном расширении горизонтов, в развитии и умении избавляться от ограничивающих точек зрения и стереотипов, от собственных заморочек. Духовность – это свобода, подлинность, открытость, признание и понимание других, а не только себя…

• Культура переживаний. Это культура эмоциональной жизни, способность ценить, правильно понимать, искренне принимать и адекватно выражать свои собственные переживания и переживания других.

• Культура представлений. Предполагает культуру самовосприятия и самопрояления в самых разных, подчас неожиданных (не только для окружающих, но и для самого себя) качествах, чувствах, поступках. Все это также предполагает свежесть и непосредственность впечатлений, доверие к самому себе, готовность идти на оправданный риск, желание быть самим собой.

• Культура влияния.

Практическое задание № 10 к вопросу «Тенденции и основные направления развития современного психологического образования».

Цели, длительность, структура и содержание обучения психологии в значительной степени определяются национальными системами образования, историческими традициями, уровнем развития и статусом психологии как науки в конкретной стране, экономическими и политическими факторами. Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А. Вербицкий выделил следующие тенденции:

Первая тенденция - осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования.

Вторая система - индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.

Третья тенденция - переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся.

Четвертая тенденция соотносится, по А.А Вербицкому, «с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоримизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым…».

Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обуч. как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится «с обучающей деятельностью преподавателя на познающую деятельность студента».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: