Надо сказать, что в теории модернизации одно из самых запутанных и темных мест является само понимание модернизации. Так, автор монографического исследования теоретико-методологических проблем модернизации пишет: «Специалисты вынуждены признавать, что понятие модернизация не слишком четкое, допускает определенные двусмысленности в толковании его содержания, но, тем не менее, оно более удобно в использовании по сравнению с прочими терминами»[79]. Итак, существует множество толкований модернизации, употребляемых в разных случаях и обстоятельствах.
Несколько обобщая, все или большинство случаев употребления термина модернизация можно собрать в 2 группы. К первой можно отнести понимание модернизации в технико-экономическом смысле, когда под модернизацией понимают принципиальное улучшение, дающее с той же самой единицы оборудования существенно больший прирост продукции или новое качество услуги. Так, простой капитальный ремонт машины предполагает замену в ней основной части, скажем, мотора. Модернизация предполагает установку более мощного мотора, что даст существенный прирост производительности. Модернизация жилищного фонда предполагает не просто перекраску фасада дома, а замену, скажем, печного отопления на центральное. Это экономическое или узкое понимание модернизации. Чаще всего им пользуются инженеры и экономисты.
|
|
Но есть и более широкое, социологическое понимание модернизации, когда речь идет не об отдельной машине, предприятии или здании, а об обществе в целом. Именно этот социологический смысл термина модернизация является основным или главным его содержанием и именно им пользуются большинство социологов, историков, политологов при описании соответствующего этапа в развитии обществ.
Термином и понятием модернизация стали обозначать процессы социально-экономических изменений в основных странах Западной Европы, начиная, видимо, с XVI века. То есть, этим термином обозначали процессы формирования современного для тех времен буржуазного (капиталистического) общества, основанного на индустриальной технологии производства. Индустриализация, таким образом, ключевое звено в процессе модернизации. Без индустриализации модернизация не может считаться полной и законченной. Западное общество становилось современным (modernity) по сравнению с феодальным обществом. В этом смысле модернизация означает переделку (изменение) всех основных параметров феодального общества в буржуазное. В то или иное время этот процесс прошли все основные страны Европы. Это можно определить как, хотя и более широкую, но и более точную, научную трактовку понятия «модернизация».
|
|
Есть и другое понимание модернизации, о чем уже шла речь. То есть модернизация как радикальное улучшение существующего, подразумевая подражание или приближение к стандартам развитых стран Запада. Эти два определения или трактовки понятия «модернизация» не противоречат друг другу, широкая перекрывает узкую. Но все-таки, чтобы было понятно о чем идет речь и не сводить разговор к благим пожеланиям типа «освоение производства продуктов современного технологического уровня», лучше пользоваться или по крайней мере иметь в виду научную трактовку модернизации, как процесса создания высокоиндустриального буржуазного общества. Понятно, что это относиться к формуле «модернизация общества», а не отдельного предприятия или технологии.
В России, видимо, можно насчитать несколько попыток модернизации, т. е. создания индустриального буржуазного общества. Первая и наиболее заметная попытка модернизации обычно связывается с преобразованиями времен Петра I, но, тем не менее, ни индустриального, ни буржуазного общества в то время создать не удалось. Великая крестьянская реформа 1861 года то же может рассматриваться как этап развития в этом направлении, но и она не создала современного буржуазного общества. Серьезно о процессе модернизации в России можно говорить с конца, точнее, последней трети XIX века, который практически захватил большую часть XX века. Ведь городское население в стране численно стало превалировать над сельским только в середине 1950-х годов. Но как утверждается в специальной литературе, модернизационный проект за весь этот век так и не был закончен. Видимо, незаконченность российской модернизации и вызвала как объективную необходимость процессы радикальных изменений в 1980-х и 1990-х годах.
Но вернемся на 20 лет назад. Изменения в стране, начатые в конце 1980-х годов не были случайностью или прихотью отдельных людей. Крупные исторические изменения вообще не происходят случайно. Изменения эти назревали давно. Конечно, можно предъявлять серьезные претензии к конкретным людям (политикам, государственным деятелям, интеллектуалам), которые оказывали подчас решающее влияние на ход изменений того периода, их ошибки и просчеты, корыстные намерения и неблаговидные поступки, но процесс изменений был объективно задан. Речь может идти о конкретной социально-политической форме, в которой эти изменения могли бы происходить. Видимо, историческая форма могла быть более адекватной, и цена изменений могла быть значительно меньшей. Но что было, то было. Однако сперва определимся с самим пониманием необходимости изменений. Что было необходимо: реформы, модернизация, революция? Анализ многих документов и материалов тех лет и современные тенденции позволяют утверждать, что изменения в стране должны были проходить и проходят в форме модернизации.
Модернизация российской экономики есть объективное и неизбежное явление, если, конечно, полагать, что Россия после всех сегодняшних передряг сохранится как великая индустриальная держава. К сожалению, мы по разным причинам не смогли провести последний этап модернизации, когда его проходили большинство экономически развитых стран. Это примерно конец 50-х и 60 годы, начало научно-технической революции. Разговоров у нас тогда об этом было много, но на деле все осталось почти без изменений.
В этой связи вернемся к двоякому пониманию модернизации: в узком (экономическом) и широком (социологическом) смысле. В первом смысле, т. е. экономической модернизацией в отдельных отраслях и производства Россия почти все послевоенное время только и занималась. Однако такого подхода оказалось недостаточно и своевременная модернизация страны закончена не была, несмотря на все усилия партийных и правительственных органов. Это вызывает необходимость обращения к модернизации в широком смысле, как обновление всей экономической и политической системы общества, обновление социально-экономического строя. Здесь нужно специально подчеркнуть, что речь идет именно об обновлении, а не о замене одного строя на другой, как некоторые думают.
|
|
Если же говорить о замене одного социально-экономического строя на другой строй, то обычно, по крайней мере до сих пор, это называлось революцией, а не просто модернизацией. Революцию также можно рассматривать в качестве особой формы модернизации, но следовало бы ее назвать крайне радикальной формой модернизации. Причем, собственно, революция приводит к модернизации лишь в конечном счете. Первые этапы революции – это разрушение, хаос, развал почти всех сторон прежней хозяйственной и общественной жизни. Этот процесс и приводит к смене социально-экономического строя.
С другой стороны, необходимо отличать модернизацию от каких-либо реформ. Модернизация, конечно, предполагает проведение реформ, но не как отдельных, частичных мероприятий, а как комплекса достаточно радикальных мероприятий, затрагивающих все основные стороны жизнедеятельности общества. Таким образом, реформы можно определить как весьма слабую степень модернизации.
На примере исторического опыта России прослеживается достаточно четкое различение между революцией, модернизацией и реформами. Реформ в России было множество (например, реформы П. Столыпина) и далеко не все заканчивались успешно, но ни одна из них не претендовала на изменение общественного строя. Из модернизаций можно назвать три наиболее известных и крупных: преобразования Петра Первого, отмена крепостного права и начало развития капитализма во второй половине XIX века, индустриализация в 30-х годах XX века. Все они проходили в рамках уже существовавшего к тому времени социально-экономического строя и служили его укреплению, а не смены. Революция была лишь одна, когда в 1917 году действительно произошла смена социально-экономического строя в стране.
|
|
Что происходит сегодня в России: модернизация, революция или очередные реформы? Вопрос этот имеет принципиальное значение. Ибо, если мы имеем революцию, то, следовательно, можно ожидать действительно смену одного общественного строя на другой, одних социальных сил на другие. Наверное, можно ожидать, как многие считают и пишут, что "социализм" или даже "коммунизм" заменяется на "капитализм". Однако, эти многие должны были бы доказать, что такое теоретически и исторически возможно. Это, как бы, в результате некой революции в какой-либо стране буржуазный строй вдруг сменился на феодальный. Но это был бы исторический абсурд. Значит, утверждение о смене "социалистического" общественного строя на "капитализм" есть также абсурд. В общем, к этой логике имеется много вопросов и оставим ее в стороне.
Стратегия модернизации для России более понятна, но в данном случае не следует говорить о смене социально-экономического строя. Тем более что по проблемам сущностного определения общественного строя, более 70 лет существовавшего в России, в мировой литературе идет сегодня оживленная дискуссия.
Модернизация это радикальное обновление, модификация, трансформация чего-то уже существующего, но не переход к чему-то принципиально иному. Можно даже сказать так: модернизация – это переход к принципиально новому, но не иному. Интересно отметить, что в западной литературе развивается дискуссия о развитии России в терминах transition (переход) и transformation (преобразование). Ряд западных наблюдателей полагает, что в России осуществляется трансформация, другие считают, что тут будет transition, т. е. переход в систему принципиально иного общественного устройства. Существует даже понятие "переходная экономика" и целая наука «транзитология». Представляется, что серьезных оснований для трактовки состояния России как переходного во что-то принципиально иное явно недостаточно и с каждым днем их становится все меньше.
Таким образом, Россия осуществляет модернизацию – плохо, криво, бестолково, но transformation, а не transition. To есть, России объективно задана модернизация, хотя многие сегодняшние идеологи, политики и руководители страны думают, что они, осуществляя некоторые "радикальные" реформы, в тоже время осуществляют модернизацию и меняют общественный строй. На практике же невозможно все делать одновременно; нельзя одновременно ехать медленно, быстро и очень быстро. Непонимание сущности происходящих процессов вызывает рассогласование слов и действий, намечаемых мероприятий и социально-экономической практики, которая эти мероприятия отторгает или трансформирует до неузнаваемости. Отсюда и новое крылатое выражение: "хотели как лучше - получилось как всегда". В итоге трудно разобраться, что же происходит сегодня в России.
Действительно, Россия нуждается в модернизации, понимая под этим не только обновление технологической базы производства, но также и обновление всей социально-экономической системы. Процесс трансформации России, который начался в конце 80-х годов, есть процесс объективный и в целом полезный для страны. Однако вызывает вопросы и недоумение ход этого процесса и цели, которые при этом ставят некоторые политики, имеющие непосредственное отношение к властным структурам.
Большинство российских экономистов и зарубежных наблюдателей согласны в том, что, несмотря на определенный рост экономики после 2000 г., Россия еще не преодолела последствия тяжелейшего экономического кризиса 1990-х годов. И сегодня по многим важнейшим экономическим показателям российское производство не достигло уровня последнего советского года. Естественно, многие исследователи и эксперты ищут пути преодоления застойной ситуации на путях модернизации. Оппозиционные экономические программы, условно говоря, можно разбить на две или три большие группы. Первая, где экономическая роль государства сводится к минимуму и рыночное самодействие почти ничем и никем не ограничивается. Модернизация в этом случае осуществляется сама собой на базе безграничного господства частной собственности. Собственно, именно эта стратегия и осуществлялась все последние 20 лет, ничего не прибавляя в смысле модернизации экономики. Эта стратегия лишь словесно отличается от правительственного курса, по существу же разделяя ту же самую идеологию рыночного либерализма. Вторая, наоборот, предполагает существенное усиление роли государства в экономике, признавая при этом и рыночное самодействие в тех или иных пределах. Из второй оппозиционной стратегии можно выделить и третью, которая отличается большим значением государства и существенно меньшим, если не совсем минимальным, рынка. Таким образом, мы имеем для научного рассмотрения правительственный курс экономического развития, с одной стороны, и курс, скажем, оппозиции, с другой.
Чтобы ответить на вопрос – какая экономическая стратегия лучше и что надлежит выбрать, надо прежде всего ответить на вопрос: что мы хотим? Хотим ли мы свободную рыночную (почти ничем не стесняемую) экономику как придаток мирового рынка? Тогда ответ ясен – первая стратегия, которая и осуществлялась все эти годы. Но она не дает модернизации. И в этом случае большинство населения страны оказывается на грани или даже за чертой бедности и лишь незначительная часть населения процветает. Это означает, что такая стратегия такой «модернизации» вполне устраивает 10 % населения и совершенно не устраивает остальные 90 %. Встать на сторону большинства населения при выборе экономического курса или на сторону меньшинства – это и есть политика, есть политический выбор.
Труднообъяснима позиция тех экономистов-профессионалов, которые в своих предложениях и оценках пытаются абстрагироваться от политики. Делая политический выбор, а выбор экономической стратегии, касающейся огромной страны и миллионов людей, всегда есть политическое решение, и в то же время создавать вид аполитичности – это наивные, детские уловки. Речь идет о политическом выборе, об экономической политике в интересах подавляющего большинства населения или в интересах небольшой его части. Можно ли назвать модернизированной страну, где большинство населения с трудом сводит концы с концами, и лишь незначительная часть его процветает? Очевидно, нет.
Очевидно, что Россия может сохраниться как мощная индустриальная держава и завершить свой модернизационный проект, если политический выбор будет сделан в интересах основной массы трудящегося населения. С этой точки зрения, т. е. с определенной политической точки зрения и предлагается подходить к решению вопроса о выборе экономической политики, т. е. модернизации.
Однако, на пути современной модернизации стоят ряд проблем, которые по существу делают ее невозможной. Выделим из них две основные проблемы российского капитализма, нерешенность которых перечеркивает все модернизационные усилия российского правительства. Это, прежде всего упадок социальной сферы, вымирание населения страны и экономическая неэффективность российского капитализма.