Синтаксический разбор предложения

— Выполните полный синтаксический разбор этого предложения, чтобы убедиться, что тире обособляет приложение.

 

Работа с учебником.

1) Устное выполнение упражнения 352, с. 154 учебника «Практика».

2) Выполнение упражнения 353 учащимся у доски и упражнения 355 учащимися в тетрадях.

 

Работа с сигнальными карточками.

— Приготовьте сигнальные карточки. Прослушав предложения, в которых есть обособленные и необособленные приложения, поднимите карточку со знаком «+», если приложение обособляется, со знаком «—», если нет.

1) Перед роялем сидела черномазенькая моя сестрица Любочка. (Л. Толстой.) «—»

2) Малаша, шестилетняя девочка, осталась в избе. (Л. Толстой.)  «+»

3) Ее отец, ботаник, был командирован на Канарские острова... (М. Горький.)  «+»

4) Владимир узнал Архипа-кузнеца. (А. Пушкин.) «—»

5) Он заложил новый сад и новый корпус, строение для дворовых. (Л. Толстой.) «+»

6) В сизой туче за Москвой-рекой сверкнула молния. (М. Горький.) «—»

7) Толстый кучер Яким, короткий человек, ласково и робко успокаивает коней. (М. Горький.)  «+»

 

III. Подведение итога урока.

— Назовите общие условия обособления определений и приложений.

— Найдите определения в упражнении 358, с. 157 «Практики», укажите, чем они выражены, какие из них следует обособить и почему. (Упражнение выполняется устно.)

 

Домашнее задание: § 191—194 — повторить, упражнение 356 выполнить письменно; § 177 — повторить, упражнение 359 (1—10 строчки) — устно.

 

 

Урок 67

ОБОСОБЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЙ

 

Цели: активизировать знания учащихся о дополнении, познакомить с условиями обособления дополнений, учить применять полученные знания на практике.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня вы познакомитесь с условиями обособления дополнений, но сначала проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал прошлой темы.

 

II. Проверочная работа

Диктант проводится по материалу домашнего упражнения 359 (1—10 предложения).

Учитель просит закрыть учебники и диктует текст, как обычный диктант. Затем просит подчеркнуть обособленные определения, графически показать условия их обособления. Учащиеся выполняют также грамматические разборы, указанные в тексте упражнения. После этого работы сдают на проверку.

 

III. Изучение нового материала.

Подготовительная беседа.

— Что называют дополнением? Чем оно обычно выражается?

— Какой тип подчинительной связи характерен для дополнения по отношению к слову, от которого оно зависит?

 

Работа с предложениями.

Правая часть доски закрыта листом бумаги.

1) Лекарь второпях накапал сорок капель 2) В комнате никого не было 3) Рассказ очень понравился мне вместо двадцати. кроме нас двоих. за исключением некоторых деталей.

 

— Назовите дополнения в этих предложениях и слово, к которому они относятся.

— Как видите, никаких знаков препинания внутри предложения нет, так как связь между дополнением и главным словом достаточно прочна. Но как только у дополнения появляется оттенок добавочного значения уточнения, расширения информации, оно сразу же утрачивает тесную связь и обособляется.

Учитель открывает правую часть доски.

— Дополните каждое предложение дополнением из правой колонки. Какие дополнительные оттенки значения появились в каждом предложении? (Дополнительной информации, уточнения, исключения.) Эти дополнения обособляются, то есть выделяются запятыми.

— Откройте § 195, с. 251 учебника «Теория». Прочитайте, с какими словами, кроме слов: вместо, за исключением и кроме — обособляются дополнения.

— Составьте и запишите в качестве примера предложения с каждым из этих слов.

 

IV. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником.

1) Устно выполняется упражнение 361, с. 158 учебника «Практика».

2) Письменно с комментированием у доски выполняется упражнение 363, с. 159 учебника «Практика».

 

Объяснительный диктант.

1) В ней, вместо прежней доверчивости, появилось замешательство. (И. Тургенев.)

2) Все встали и отправились на террасу, за исключением Гедеоновского. (И. Тургенев.)

3) Помимо своего резкого ответа, Андрей Гаврилович написал еще довольно дельную бумагу, но она впоследствии оказалась недостаточной. (А. Пушкин.)

— Подчеркните в каждом предложении обособленные дополнения.

— Охарактеризуйте последнее предложение по количеству грамматических основ, назовите их.

 

V. Подведение итога урока.

— Перечислите случаи, когда обособляются дополнения.

 

Домашнее задание: § 195 — учить; упражнение 362 (письменно); подготовиться к словарному диктанту по словам, выделенным жирным шрифтом на полях учебника «Практика» со с. 136 по с. 158.

 

 

Урок 68

ОБОСОБЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЙ

 

Цель: закрепить полученные знания об обособлении дополнений, совершенствовать навык применения их при письме.

О б о р у д о в а н и е: индивидуальные карточки-задания.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Закрепление изученного материала.

Проверка домашнего задания.

— Расскажите, в каких случаях обособляются дополнения.

— Как вы сумели применить эти знания, выполняя дома упражнение 362. Прочитайте предложения и объясните постановку знаков препинания.

 

Словарный диктант с грамматическим заданием.

— Дома вы готовились к словарному диктанту, закройте учебники, напишите слова под диктовку.

Искусный, конгресс, конференция, квартал, искусственный, прожектор, интенсивный, аэропорт, дивизион, гарнизон, пропеллер, оригинальный, экипаж, канонада, пьедестал, ландшафт, фасад, фронтон.

— Составьте три предложения с этими словами так, чтобы в них были обособленные дополнения.

— Если вы затрудняетесь определить лексическое значение того или иного слова, можете воспользоваться «Толковым словариком» на с. 237 учебника «Практика». Обособленные дополнения в своих предложениях подчеркните.

Работа с учебником.

Выполнение упражнения 365, с. 160 учебника «Практика» по вариантам с взаимопроверкой:

I  в а р и а н т — 1—3 предложения;

II  в а р и а н т — 4—6 предложения.

— Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

В это же время, когда учащиеся работают с упражнением, двое учащихся работают у доски по индивидуальным карточкам.

 

К а р т о ч к а № 1   Составь предложения, используя данные слова в качестве обособленных дополнений.   1) За исключением резервного экипажа; 2) помимо очередных рейсов; 3) кроме фруктовых деревьев; 4) не исключая участников конкурса.

 

К а р т о ч к а № 2   Спиши, расставь знаки препинания. Обособленные дополнения подчеркни.   1) Все общество за исключением княжны вернулось в гостиную. (И. Тургенев.) 2) Взгляд далеко обнимает пространство и ничего не встречает кроме белоснежного песку газноцветной и разнообразной травы да однообразных кустов. (И. Гончаров.) 3) За неамением места во флигеле мне отвели комнату в графских хоромах. (А. Чехов.) 4) Дом кроме этой комнаты стоял заколоченный необитаемый. (А.Н. Толстой.)

 

— Проверьте работы товарищей, работавших у доски по индивидуальным карточкам. Задайте им дополнительные вопросы по пройденному материалу. Дайте оценку их работы, обоснуйте свое мнение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: