— Выполните полный синтаксический разбор этого предложения, чтобы убедиться, что тире обособляет приложение.
Работа с учебником.
1) Устное выполнение упражнения 352, с. 154 учебника «Практика».
2) Выполнение упражнения 353 учащимся у доски и упражнения 355 учащимися в тетрадях.
Работа с сигнальными карточками.
— Приготовьте сигнальные карточки. Прослушав предложения, в которых есть обособленные и необособленные приложения, поднимите карточку со знаком «+», если приложение обособляется, со знаком «—», если нет.
1) Перед роялем сидела черномазенькая моя сестрица Любочка. (Л. Толстой.) «—»
2) Малаша, шестилетняя девочка, осталась в избе. (Л. Толстой.) «+»
3) Ее отец, ботаник, был командирован на Канарские острова... (М. Горький.) «+»
4) Владимир узнал Архипа-кузнеца. (А. Пушкин.) «—»
5) Он заложил новый сад и новый корпус, строение для дворовых. (Л. Толстой.) «+»
6) В сизой туче за Москвой-рекой сверкнула молния. (М. Горький.) «—»
7) Толстый кучер Яким, короткий человек, ласково и робко успокаивает коней. (М. Горький.) «+»
|
|
III. Подведение итога урока.
— Назовите общие условия обособления определений и приложений.
— Найдите определения в упражнении 358, с. 157 «Практики», укажите, чем они выражены, какие из них следует обособить и почему. (Упражнение выполняется устно.)
Домашнее задание: § 191—194 — повторить, упражнение 356 выполнить письменно; § 177 — повторить, упражнение 359 (1—10 строчки) — устно.
Урок 67
ОБОСОБЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЙ
Цели: активизировать знания учащихся о дополнении, познакомить с условиями обособления дополнений, учить применять полученные знания на практике.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Сегодня вы познакомитесь с условиями обособления дополнений, но сначала проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал прошлой темы.
II. Проверочная работа
Диктант проводится по материалу домашнего упражнения 359 (1—10 предложения).
Учитель просит закрыть учебники и диктует текст, как обычный диктант. Затем просит подчеркнуть обособленные определения, графически показать условия их обособления. Учащиеся выполняют также грамматические разборы, указанные в тексте упражнения. После этого работы сдают на проверку.
III. Изучение нового материала.
Подготовительная беседа.
— Что называют дополнением? Чем оно обычно выражается?
— Какой тип подчинительной связи характерен для дополнения по отношению к слову, от которого оно зависит?
Работа с предложениями.
Правая часть доски закрыта листом бумаги.
1) Лекарь второпях накапал сорок капель 2) В комнате никого не было 3) Рассказ очень понравился мне | вместо двадцати. кроме нас двоих. за исключением некоторых деталей. |
|
|
— Назовите дополнения в этих предложениях и слово, к которому они относятся.
— Как видите, никаких знаков препинания внутри предложения нет, так как связь между дополнением и главным словом достаточно прочна. Но как только у дополнения появляется оттенок добавочного значения уточнения, расширения информации, оно сразу же утрачивает тесную связь и обособляется.
Учитель открывает правую часть доски.
— Дополните каждое предложение дополнением из правой колонки. Какие дополнительные оттенки значения появились в каждом предложении? (Дополнительной информации, уточнения, исключения.) Эти дополнения обособляются, то есть выделяются запятыми.
— Откройте § 195, с. 251 учебника «Теория». Прочитайте, с какими словами, кроме слов: вместо, за исключением и кроме — обособляются дополнения.
— Составьте и запишите в качестве примера предложения с каждым из этих слов.
IV. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником.
1) Устно выполняется упражнение 361, с. 158 учебника «Практика».
2) Письменно с комментированием у доски выполняется упражнение 363, с. 159 учебника «Практика».
Объяснительный диктант.
1) В ней, вместо прежней доверчивости, появилось замешательство. (И. Тургенев.)
2) Все встали и отправились на террасу, за исключением Гедеоновского. (И. Тургенев.)
3) Помимо своего резкого ответа, Андрей Гаврилович написал еще довольно дельную бумагу, но она впоследствии оказалась недостаточной. (А. Пушкин.)
— Подчеркните в каждом предложении обособленные дополнения.
— Охарактеризуйте последнее предложение по количеству грамматических основ, назовите их.
V. Подведение итога урока.
— Перечислите случаи, когда обособляются дополнения.
Домашнее задание: § 195 — учить; упражнение 362 (письменно); подготовиться к словарному диктанту по словам, выделенным жирным шрифтом на полях учебника «Практика» со с. 136 по с. 158.
Урок 68
ОБОСОБЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЙ
Цель: закрепить полученные знания об обособлении дополнений, совершенствовать навык применения их при письме.
О б о р у д о в а н и е: индивидуальные карточки-задания.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
II. Закрепление изученного материала.
Проверка домашнего задания.
— Расскажите, в каких случаях обособляются дополнения.
— Как вы сумели применить эти знания, выполняя дома упражнение 362. Прочитайте предложения и объясните постановку знаков препинания.
Словарный диктант с грамматическим заданием.
— Дома вы готовились к словарному диктанту, закройте учебники, напишите слова под диктовку.
Искусный, конгресс, конференция, квартал, искусственный, прожектор, интенсивный, аэропорт, дивизион, гарнизон, пропеллер, оригинальный, экипаж, канонада, пьедестал, ландшафт, фасад, фронтон.
— Составьте три предложения с этими словами так, чтобы в них были обособленные дополнения.
— Если вы затрудняетесь определить лексическое значение того или иного слова, можете воспользоваться «Толковым словариком» на с. 237 учебника «Практика». Обособленные дополнения в своих предложениях подчеркните.
Работа с учебником.
Выполнение упражнения 365, с. 160 учебника «Практика» по вариантам с взаимопроверкой:
I в а р и а н т — 1—3 предложения;
II в а р и а н т — 4—6 предложения.
— Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.
В это же время, когда учащиеся работают с упражнением, двое учащихся работают у доски по индивидуальным карточкам.
К а р т о ч к а № 1 Составь предложения, используя данные слова в качестве обособленных дополнений. 1) За исключением резервного экипажа; 2) помимо очередных рейсов; 3) кроме фруктовых деревьев; 4) не исключая участников конкурса. |
|
|
К а р т о ч к а № 2 Спиши, расставь знаки препинания. Обособленные дополнения подчеркни. 1) Все общество за исключением княжны вернулось в гостиную. (И. Тургенев.) 2) Взгляд далеко обнимает пространство и ничего не встречает кроме белоснежного песку газноцветной и разнообразной травы да однообразных кустов. (И. Гончаров.) 3) За неамением места во флигеле мне отвели комнату в графских хоромах. (А. Чехов.) 4) Дом кроме этой комнаты стоял заколоченный необитаемый. (А.Н. Толстой.) |
— Проверьте работы товарищей, работавших у доски по индивидуальным карточкам. Задайте им дополнительные вопросы по пройденному материалу. Дайте оценку их работы, обоснуйте свое мнение.