— Разделите лист в тетради на две колонки.
Обособленные определения | Обособленные дополнения |
— Определите, какой член предложения обособляется, и запишите в соответствующую колонку.
1) На охоте дядя Ерошка питался по суткам одним куском хлеба и ничего не пил, кроме воды. (Л. Толстой.)
2) Вместо ответа на какой-то запрос, он [Зурин] захрипел и присвистнул. (А. Пушкин.)
3) Он, со своим умом и опытностью, мог уже заметить, что она отмечала его. (А. Пушкин.)
4) Сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внес заметного замешательства в рядах красных. (М. Шолохов.)
5) Удивлённый, он даже чуть было не приостановился. (И. Бунин.)
6) Все, за исключением Вари, громко аплодировали певцам. (А. Степанов.)
— Подчеркните обособленные члены предложения.
— Прочитайте, как вы распределили предложения.
III. Подведение итога урока.
— Над чем вы работали сегодня на уроке? Какие выводы вы сделали для себя?
Домашнее задание: § 195 — повторить; упражнение 364. Повторить материал о деепричастных оборотах (143).
Урок 69
ОБОСОБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ
Цели: активизировать знания о деепричастных оборотах, познакомить с особенностями обособления и не обособления деепричастных оборотов на письме; учить применять полученные знания морфологического разбора деепричастия.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
II. Подготовка к изучению нового материала.
— Расскажите, что вы знаете о деепричастных оборотах.
— Назовите деепричастные обороты в записанных на доске предложениях, скажите, где пропущены знаки препинания.
Д. 1) Выбравшись на чистую воду старая утка поплыла вдоль залива испуганно оглядываясь и тревожными криками подзывая к себе утят. (И. Скребицкий.)
2) Договорившись о свидании он несся сломя голову домой, чтобы успеть переодеться.
— Почему во втором предложении не выделяется запятыми оборот сломя голову?
III. Объяснение нового материала.
— Опираясь на проанализированные предложения, сформулируйте правило обособления деепричастных оборотов.
— Но есть еще некоторые особенности, которые вы должны всегда помнить. Прочитайте о них в § 196, с. 252 учебника «Теория».
— В каких случаях с обособлением деепричастных оборотов могут возникнуть трудности?
IV. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником.
— Выполните упражнение 367, с. 160 учебника «Практика».
— Прочитайте предложения, среди выделенных слов найдите деепричастия. Докажите, что это деепричастие.
— Запишите эти предложения, объясняя знаки препинания. Учитель поочередно просит прокомментировать задание нескольких учащихся.
Морфологический разбор.
— Вспомните порядок разбора деепричастия как части речи.
— Запишите два предложения.
Облокотясь3 на бархат ложи, девушка не шевелилась. Чертопханов, не останавливаясь и не оглядываясь3, шел большими шагами. (И.С. Тургенев.)
— Объясните знаки препинания. Выполните морфологический разбор слов облокотясь и не останавливаясь.
— Проверка по «цепочке».
Речевая разминка.
— Для создания комического эффекта многие писатели умышленно неправильно употребляют деепричастные обороты. Объясните, почему следующие примеры из произведений А. П. Чехова звучат смешно.
1) Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. 2) Когда он у вас в гостях сидит, так вы в его впившись глазами, словно в ангела какого-нибудь. 3) Добрые люди уже чаю напившись, а вы все никак глаз не продерете. 4) Церковь была заперши, и колокольню всю как есть полымем обхватило. 5) Будучи болен, некому мне даже воды подать.
Объяснительный диктант.
— Запишите под диктовку предложения с подробным комментированием у доски.
1) Долго после этого мы ехали не ост..навливаясь по белой пустыне в холодном прозрачном и колеблющемся свете метели. (Л. Толстой.) 2) Засунув морды до самых глаз в торбы с овсом лошади мигали длинными бесцветными ресницами и помахивали хвостами. (С. Маршак.) 3) Фрунзе держал в руках бумаги и словно чего-то в них не понимая с уд..влением разгляд..вал синие машинописные строки. (С. Голубов.) 4) Я и в завтрашний век загл..нугь бы хотел оторвавшись на срок от сегодняшних дел. (С. Щипачев.) 5) Молчит опаловая даль моря певуче плущ..т волны на песок и я молчу глядя (в) даль моря4. (М. Горький.)
Синтаксический разбор предложения.
— Выполните полный синтаксический разбор последнего предложения.
V. Подведение итога урока.
— Какой бы итог вы подвели после сегодняшнего урока?
Домашнее задание: § 196 — учить; упражнение 372 выполнять письменно.
Урок 70
ОБОСОБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ
Цель: закрепить полученные знания и умения и применять их на практике.
О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки красного и желтого цветов.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Сегодня вы закрепите на практике полученные на прошлом уроке знания.
II. Закрепление изученного материала.
Проверка домашнего задания.
— Расскажите, что вы знаете об обособлении деепричастных оборотов.
— Объясните, как вы расставили знаки препинания в домашнем упражнении.
Работа с учебником.
З а д а н и я:
1) Рассмотрите схемы в учебнике на с. 163, показывающие условия обособления одиночных деепричастий. В каком положении чаще обособляются одиночные деепричастия?
2) Выполните устно упражнение 375. Прочитайте задание. Подумайте, как более удачно перестроить данные предложения.
— Прочитайте ваши предложения. Объясните, чем вы руководствовались, выбирая, какой глагол-сказуемое заменить деепричастием.
— Обратите внимание на выделенные жирным шрифтом слова на правом поле с. 164. Почему эти слова при одиночном употреблении не обособляются? (Они переходят в наречия.)
— То есть если при этих словах есть зависимые слова, то это уже будут деепричастные обороты, они обособляются всегда; если они употребляются в предложении без зависимых слов, значит, они являются наречиями и не обособляются.
3) Проверьте, как вы усвоили этот материал. Выполните с подробным комментированием с места упражнение 377, с. 164 учебника «Практика».
Творческое задание.
— Прочитайте записанные на доске выражения:
Д. понурив голову
положа зубы на полку
скрепя сердце
повесив нос
— Как называют подобные выражения? (Фразеологизмы.) Можете ли вы объяснить их значения?
— Составьте и запишите 3 предложения с любыми из этих фразеологизмов.
— Прочитайте свои предложения, объясняя расстановку знаков препинания. Будут ли обособляться фразеологизмы?
— Еще раз назовите случаи, когда нужно быть особенно внимательными при обособлении и не обособлении одиночных деепричастий и входящих в деепричастный оборот?