Маршрут личностного развития ребёнка в ходе лагерной смены представляет собой заранее продуманный и реализованный план формирования и содействия развитию значимых качеств личности путем создания особой воспитывающей среды, вовлечения детей в разнообразные виды деятельности, предоставления им возможности попробовать различные социальные роли в игровой форме.
Маршрут личностного развития может выглядеть следующим образом*.
№ | Задачи программы лагерной смены | Средства достижения поставленных задач | Роль / действия ребенка в процессе реализации программы смены |
1. | Содействие формированию социально одобряемой системы ценностей | - Разработанная и транслируемая в течение смены система правил, традиций, принципов взаимодействия детей и взрослых, - Проведение мероприятий, пропагандирующих модели общественно-полезного, ответственного поведения: встречи с интересными людьми, демонстрация фильмов, героико-патриотические события, - Приобщение детей к общественному труду, организация добровольческих проектов | - Личным примером пропагандирует нормы кодекса этики РДШ, - Участвует в разработке и принятии правил (Кодекса чести) участников смены, выполняет эти правила, - Участвует и организует мероприятия по направлениям РДШ «Гражданская активность», Военно-патриотическому направлению, - Участвует и организует проведение Классных встреч с авторитетными людьми, демонстрирующими примеры активной гражданской позиции - Участвует в мероприятиях по самообслуживанию, ежедневных трудовых десантах, добровольческих акциях, - и др. |
2. | Создание условий для ответственного освоения основных гражданских и социальных ролей. Развитие умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения | - Развитие системы детского самоуправления, на уровне лагеря, временного детского коллектива (отряда), временных творческих групп (советов дела и т.п.), - Введение системы постоянных и разовых поручений, охватывающих всех воспитанников, - Активное привлечение воспитанников к организации мероприятий смены, - Проведение рефлексивных мероприятий (огоньки, подведение итогов дела, сборы отрядов и др.) | - Участвует в выборах и деятельности органов самоуправления: Детско-юношеского совета лагеря, совета отряда, советах дела и др. - Ответственно выполняет возложенные на него постоянные и разовые поручения, - Возглавляет временные детские коллективы, распределяет задания между другими детьми и контролирует их выполнение, - Участвует в формировании плана работы отряда, подведении итогов работы, оценке событий и поступков других детей, - Участвует в разрешении конфликтных ситуаций между детьми, детьми и взрослыми - и др. |
3. | Развитие интересов обучающихся в области национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций | - Проведение разнообразных по форме, масштабу, составу участников мероприятий в соответствии с направлениями деятельности РДШ, программой смены, - Организация индивидуальной и групповой проектной и исследовательской деятельности, - Организация образовательных курсов, мастер-классов, кружков в соответствии с направлениями деятельности РДШ, программой смены. | - Участвует и организует мероприятия по направлениям РДШ, включенным в план смены, - Инициирует проектную деятельность: разработку, защиту и реализацию краткосрочных проектов в течение смены, - Обучается по предлагаемым образовательным программам, включенным в план смены, - и др. |
4. | Создание условий для адекватного профессионального самоопределения детей, осознанного выбора ими будущей профессии | - Проведение профориентационных мероприятий: игр, тренингов, просмотр и обсуждение фильмов и др. - Проведение встреч с представителями разных профессий в формате «Классных встреч» РДШ, - Экскурсии на предприятия и в организации с изучением особенностей организации труда сотрудников. | - Участвует и организует мероприятия по направлению РДШ «Личностное развитие», включенные в план смены, - Участвует и организует проведение Классных встреч с представителями разных профессий, людьми, добившимися успехов в разных видах деятельности, - Участвует в экскурсиях, посещении предприятий и организаций сферы производства и оказания услуг, социальных учреждений - И др. |
|
|
|
|
* содержание представленного маршрута является примерным и должен быть доработан и конкретизирован с учетом задач, стоящих перед каждой лагерной сменой.
Приложение 7.
Методы педагогической диагностики,