МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Правоохранительная деятельность»
Контрольная работа
По дисциплине «Основы оперативно-розыскной деятельности»
На тему «Правовая основа ОРД в РФ»
ПГУ 1.114040062.04.001
Специальность – 40.05.02 Правоохранительная деятельность
Специализация – Административная деятельность
Выполнил студент: ____________Воронкин В. А.
Группа: 17ЮДОП7
Руководитель
к.ю.н., доцент: _______________ Канунник А.И.
Работа защищена с оценкой _____________
Преподаватель _____________
Дата защиты _____________
Пенза 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовая основа ОРД в РФ ………………………………………………… 3
1.1. Классификация правовой основы ОРД …………………………………… 3
1.2. Конституционный и международно-правовой уровень правовой основы ОРД………………………………………………………………………………. 4
3. Законодательный уровень правовой основы ОРД ………………………… 6
4. Подзаконный уровень правовой основы ОРД………………………………. 9
5. Ведомственные нормативно - правовые акты, определяющие правовую основу ОРД………………………………………………………………………10
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………… 13
ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОРД В РФ
Классификация правовой основы ОРД
Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности территориальных органов МВД России следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности[1].
К. К. Горяинов утверждает, что правовая основа ОРД имеет многоуровневую структуру, состоящую из четырех основных уровней, имеющих свои подуровни:
1. Конституционный, который составляют нормы Основного закона и решения Конституционного Суда РФ по вопросам конституционности норм ФЗ об ОРД.
2. Международно-правовой.
3. Законодательный, который составляют собственно ФЗ об ОРД, УК, УПК, УИК и иные ФЗ, содержащие нормы, регулирующие ОРД.
4. Подзаконный, включающий указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, как непосредственно по вопросам ОРД, так и регулирующие определенные правоотношения в сфере ОРД, акты Генеральной прокуратуры РФ, касающиеся ОРД, а также межведомственные и ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие отдельные правоотношения в сфере ОРД.
Стоит так же отметить, что в ст. 4 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» не указаны международно-правовые акты, как источники права, в тоже время Железняк Н.С., обращает на это внимание и предлагает дополнить данную статью фразой «общепризнанные принципы международного права, международные договоры Российской Федерации…», ссылаясь при этом на ч. 4 ст. 15 Конституции. В данной статье Конституции говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, являются составной частью ее правовой системы1.
Конституционный и международно-правовой уровень правовой основы ОРД
Конституционный уровеньправового регулирования охватывает институты и нормы, составляющие общую основу всех видов государственной деятельности, применяемых во всех сферах социального управления. Конституция РФ является главной правовой основой ОРД, которая имеет прямое отношение к защите законных прав и интересов личности, общества и государства от преступных посягательств.
Так, например глава 2 Конституции РФ определяет права и свободы человека и гражданина. Данные права могут быть нарушены лишь в соответствии с федеральным законом. На конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина базируются все нормы федерального закона об ОРД, а также основывается содержание ОРД.
Стоит отметить, что К. К. Горяинов выделяет высокую значимость решений Конституционного Суда РФ для всей системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих ОРД. Фактически в этих решениях сформулированы правовые позиции Конституционного Суда РФ, подтверждающие конституционность всех основных положений ФЗ об ОРД.
Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
Согласно п. «а» ст. 2 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» под международным договором РФ надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством или государствами, либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое в одном документе или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования, например: конвенция, пакт, соглашение.
Международные договоры РФ могут заключаться от имени Российской Федерации - межгосударственные договоры, Правительства РФ - межправительственные договоры и федеральных органов исполнительной власти - межведомственные договоры.
В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия Пленум Верховного Суда РФ принял постановление от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».
К. К. Горяинов обращает внимание, что Россия является участником целого ряда межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров, соглашений, конвенций, решений, которые напрямую регулируют оперативно розыскные отношения в Российской Федерации1.
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.) регулирует проведение контролируемых поставок. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) и Конвенция ООН против коррупции (2003 г.) также предусматривают проведение контролируемых поставок и использование электронного наблюдения и агентурных операций.
Особенно интенсивно заключались различные виды договоров, касающиеся ОРД, в СНГ. Например, решением Совета глав государств СНГ в апреле 1999 г. одобрена Концепция взаимодействия государств — участников СНГ в борьбе с преступностью, в которой в качестве основных форм взаимодействия компетентных органов признано осуществление совместных ОРМ на территориях государств — участников СНГ.
На основе международных договоров действуют НЦБ МВД РФ, а также Антитеррористический центр государств — участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ, которые являются международными субъектами ОРД. Нормативные документы, регулирующие их деятельность, также составляют правовую основу ОРД.
Международно-правовая база ОРД настолько обширна и многопланова, что может образоваться в отдельную отрасль права.