Законодательный уровень правовой основы ОРД

Законодательный уровень включает все институты и нормы, определяющие основные задачи, направле­ния и формы борьбы с преступностью. Основную правовую основу ОРД определяет Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» принятый в 1995 г. Данный закон по мнению К. К. Горяинова, положил начало формированию новой отрасли – оперативно-розыскного права в РФ.

В ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» закреплен перечень органов имеющих право осуществлять ОРД. В число этих органов входит отдельные подразделения ОВД, ОФСБ, ФСО, Таможенных органов, СВР, ФСИН. Осуществление ОРД данными органами так же закреплено в Федеральных законах относящихся к деятельность каждой службы.

 Так, например в законе «О полиции» в п.10, ст. 12 сотрудник полиции обязана, осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом. В законе «Об Федеральной службе безопасности» в главе 2 определяются основные направления деятельности органов ФСБ, в которых говорится, что органы ФСБ осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством об ОРД.

В ст. 12 ФЗ об ОРД сформулированы основные по­ложения об обеспечении государственной тайны в ОРД. Сведения об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, ис­точниках, методах, планах и результатах ОРД, о ли­цах, внедренных в ОПГ, о штатных негласных сотрудниках, а также об организации и о тактике проведения ОРМ составляют государственную тайну и подлежат рас­секречиванию только на основании постановления ру­ководителя ОРО. Предание гласности сведений о лицах, внедрен­ных в ОПГ, о штатных негласных сотрудниках ОРД и конфидентах допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных законом.

 Судебное решение на право проведения ОРМ и ма­териалы, послужившие основанием для принятия та­кого решения, хранятся только в ОРО. Оперативно-служебные документы, отражающие результаты ОРД, могут быть представлены органу дознания, следователю, судье, другим ОРО в порядке и случаях, установленных ФЗ об ОРД.

Предписания ФЗ об ОРД направлены и на обеспече­ние эффективности и целесообразности проведения ОРМ, которые зависят от соблюдения их негласности, а также обеспечения безопасности их участников. В частности, ПТП, снятие информации с технических каналов связи, проверочная закупка, использование конфиденциальных источников информации могут быть эффективными только при условии, если о их проведении неизвестно объектам ОРМ. Сохранение конфиденциальности содействия лиц ОРО создает предпосылку их безопасности, обеспечивает возмож­ность решения ими общих и частных задач ОРД.

Помимо самого ФЗ об ОРД, в систему российского оперативно розыскного права входит более 30 феде­ральных законов, напрямую регулирующих оператив­но-розыскные отношения.

Одним из значимых Федеральных законов относящихся к ОРД является

ФЗ «О государственной тайне». В ст. 5 закреплено, что данным законом защищены сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты. Тем самым наделяя данные, полученные в ходе ОРД особым статусом.

Так стоит обратить внимание на Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Уголовный кодекс РФ.

Так, в ст. 5 УПК закреплено понятие о результатах оперативно-розыскной деятельности, как сведениях, полученных в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Так же в отдельных статьях УПК определяются полномочия участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения и их право назначать проведение ОРМ в рамках предварительного расследования преступления.

Так же стоит обратить внимание на ч. 4 ст. 303 УК, которая закрепляет, что фальсификация результатов оперативно-разыскной деятельности лицом, уполномоченным на проведение оперативно-разыскных мероприятий, в целях уголовного преследования лица, заведомо непричастного к совершению преступления, либо в целях причинения вреда чести, достоинству и деловой репутации  наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двенадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Все указанные законы создают единую систему оперативно-розыскных правоотношении и находят­ся в неразрывной связи по вопросам ОРД при ведущей и определяющей роли ФЗ об ОРД


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: