Оглавление
Пояснительная записка3
Содержание.
Личность
Методика «Мой портрет в интерьере» 5
Методика «Десять моих Я» 5
Методика «Сказки» ………………………………………….5
Коллектив
Методика«Социометрия»…………………………………………….......6Методика «Карта-профиль психологического климата группы» 7
Методика А.Ф. Фидлер «Оценка психологической атмосферы в коллективе» 9
Семья
Методика «Ваш ребенок» 15
Методика «Выходной в моей семье» 15
Методика «Выявление эмоциональной атмосферы в семье» 15
Список литературы 16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для того чтобы воспитание было успешным, классному руководителю необходимо его строить на основе объективных сведений о школьниках и детском коллективе, чем и подтверждается актуальность. Говоря словами К.Д. Ушинского, чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.
Данный сборник предоставляет несколько диагностических методик для изучения личности, коллектива и семьи учащихся.
|
|
Для изучения детского коллектива классный руководитель может использовать следующие диагностические методики:
Наблюдение. Наблюдение дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.
Опросники. Опросник дает возможность изучить мотивацию действий, изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
Проективные тесты. Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой, деятельности, будущей профессиональной деятельности и своей социальной роли.
Анкеты. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.
Неоценимую помощь в этом учителю оказывает психолого-педагогическая диагностика личности учащегося, коллектива и семьи.
Цель: систематизация диагностических материалов для изучения личности младшего школьник, коллектива учеников и семей учащихся.
Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи:
- изучение личностных качеств учащихся класса;
- изучение общих и специальных способностей класса;
- изучение уровня взаимоотношений учащихся в коллективе и семье;
- учет индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации классных дел;
|
|
- отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения обучающихся.
Используя диагностические методики, классному руководителю следует иметь в виду:
1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
2. Проводя психолого-педагогическую диагностику личности учащегося и коллектива, учитель руководствуется принципом «не навреди». Результаты исследования не могут обсуждаться с людьми, не имеющими отношения к делам учащихся и класса.
3. Результаты психолого-педагогической диагностики являются основанием для корректирования и планирования воспитательной деятельности классного руководителя.
Описание разделов.
1 раздел. Личность. В данном разделе находятся три методики: «Мой портрет в интерьере», «Десять моих Я» и «Сказки», каждая из которых изучает личностные качества. Это необходимо для получения информации об интересах ребенка и его самооценке.
2 раздел. Коллектив. Этот раздел вмещает следующие три методики: «Мультфильм о нашем классе», «Социометрия», «Я и коллектив». Методики диагностируют состояние коллектива, его атмосферу и взаимосвязи среди ребят. Можно выделить лидеров, изгоев, предпочитаемых и нейтральных учеников.
3 раздел. Семья. Для нормальной продуктивной работы с ребенком необходимо знать условия, в которых он живет, его отношение к семье и семьи к нему. Для этого подобраны такие методики, как «Ваш ребенок», «Выходной в моей семье» и «Выявление эмоциональной атмосферы в семье».
Рекомендации по проведению диагностики, что необходимо учитывать.
1. Обучающихся необходимо заранее подготовить к проведению диагностики.
2. Не говорить ребенку прямо о проведении диагностики.
3. Психодиагностический подход, учитывающий уровень развития ребенка.
4. Они должны привлекать к себе внимание и вызывать интерес ребенка. (в форме игры, мини-опроса).
5. Ребенок должен понимать, что неправильных ответов и ему не поставят за это плохую оценку. (если учесть данный фактор, то результаты будут достовернее).
6. Методика должна легко и быстро обрабатываться.
7. Поблагодарить ребенка за общение и помощь.