Цель. Изучение социометрической структуры школьного класса и социометрического статуса ребёнка в учебной группе.
Инструкция: «Сейчас я задам тебе 4 вопроса, при ответе на каждый вопрос тебе нужно выбрать 3-х человек из вашего класса».
Основные вопросы:
1) с кем бы ты пошел в поход? (Эмоциональный лидер)
2) с кем бы ты не пошел в поход? (низкостатусные)
3) К кому бы ты обратился за помощью по учебным предметам? (деловой лидер)
4) Кто бы из класса мог бы организовать на общее дело? (лидер–организатор)
Предлагается делать не более 3-х выборов по всем вопросам.
Подробное описание методики содержится в книге Немова Р.С. Психология Книга 3, с.382.
Положение ребёнка в системе межличностных отношений (социометрический статус), определяется на основе составления социометрической матрицы по каждому вопросу.
Общая схема обработка результатов:
Обработка результатов заключается в составлении социоматрицы, т.е. сведение всех результатов опроса с индивидуальных социометрических карточек в общую таблицу. На ней отражаются все внутригрупповые отношения.
|
|
Строится она по следующему принципу: в горизонтальных строках указывают фамилии членов группы, а вертикальные столбцы обозначают цифрами, которые соответствуют номерам тех же лиц в том же порядке.
При заполнении социоматрицы считают, что фамилии обозначают тех, кто выбирает, а номера столбцов указывают на тех, кого выбирают. Заполнение социоматрицы производят следующим образом.
1.В случае использования исследователем прямого положительного непараметрического критерия (количество выборов у респондента неограниченно) на пересечении фамилии респондента и номера выбранного им члена группы (вертикальный столбец) ставится знак “+”. После того как зафиксированы все выборы, приступают к обработке социометрической матрицы: подсчитывают общее количество сделанных и полученных выборов, отмечают взаимные выборы, рассчитывают соответствующие данному типу исследования групповые и персональные социометрические индексы, строят социограмму группы.
2.В случае использования исследователем прямого положительного (отрицательного) параметрического критерия (количество выборов у респондена ограничено, учитывается очередность сделанных выборов) для проведения опроса необходимо заготовить специальные карточки, на которых записаны фамилии членов группы в алфавитном порядке.
При заполнении социоматрицы в соответствующие графы записывают фамилии тех, кто выбирал, а на пересечении с колонкой тех, кого выбирали, ставится балл "3", если он стоял первым в списке респондента, балл "2", если он был под номером два, балл "1", если он был третьим в списке. В случае, если выбор взаимный (А выбрал Б, а Б в свою очередь А), то этот выбор (независимо от балла) обводится кружком.
|
|
После того как зафиксированы все выборы, приступают к их суммированию. По вертикали подсчитывается общее количество выборов, количество взаимовыборов и сумма баллов по каждому человеку в отдельности. В качестве критериев экспансивности и приемлемости члена группы в первом приближении обычно берется количество выборов, сделанных и полученных респондентом. Если они одинаковы у двух или нескольких человек, то их ранжируют по количеству набранных баллов.
Социометрический статус:
7 и более положительных выборов – «звезда»;
4-6 положительных выборов - предпочитаемый (больше положительных выборов чем отрицательных);
1-3 положительных выборов (больше отрицательных выборов чем положительных ) - пренебрегаемый; только отрицательные выборы - отвергаемый; отсутствуют выборы - изолированный.
Вариант протокола. Результаты диагностики социометрического статуса ребенка
дата заполнения______________
Методика: Социометрия
Бланк регистрации ответов
Вопрос | Выборы ребенка |
Выявленные лидеры: эмоциональный лидер - __________________,
деловой лидер - ________________________,
лидер - организатор _______________________;
Низкостатусные учащиеся: __________________________________________
____________________________________________________________________
Социометрический статус испытуемого ____________________ (количество положительных выборов - _______)
Общие выводы: _____________________________________________________