Социометрическая методика (Я. Морено)

Цель. Изучение социометрической структуры школьного класса и социометрического статуса ребёнка в учебной группе.

Инструкция: «Сейчас я задам тебе 4 вопроса, при ответе на каждый вопрос тебе нужно выбрать 3-х человек из вашего класса».

Основные вопросы:

1) с кем бы ты пошел в поход? (Эмоциональный лидер)

2) с кем бы ты не пошел в поход? (низкостатусные)

3) К кому бы ты обратился за помощью по учебным предметам? (деловой лидер)

4) Кто бы из класса мог бы организовать на общее дело? (лидер–организатор)

Предлагается делать не более 3-х выборов по всем вопросам.

Подробное описание методики содержится в книге Немова Р.С. Психология Книга 3, с.382.

Положение ребёнка в системе межличностных отношений (социометрический статус), определяется на основе составления социометрической матрицы по каждому вопросу.

Общая схема обработка результатов:

Обработка результатов заключается в составлении социоматрицы, т.е. сведение всех результатов опроса с индивидуальных социометрических карточек в общую таблицу. На ней отражаются все внутригрупповые отношения.

Строится она по следующему принципу: в горизонтальных строках указывают фамилии членов группы, а вертикальные столбцы обозначают цифрами, которые соответствуют номерам тех же лиц в том же порядке.

При заполнении социоматрицы считают, что фамилии обозначают тех, кто выбирает, а номера столбцов указывают на тех, кого выбирают. Заполнение социоматрицы производят следующим образом.

1.В случае использования исследователем прямого положительного непараметрического критерия (количество выборов у респондента неограниченно) на пересечении фамилии респондента и номера выбранного им члена группы (вертикальный столбец) ставится знак “+”. После того как зафиксированы все выборы, приступают к обработке социометрической матрицы: подсчитывают общее количество сделанных и полученных выборов, отмечают взаимные выборы, рассчитывают соответствующие данному типу исследования групповые и персональные социометрические индексы, строят социограмму группы.

2.В случае использования исследователем прямого положительного (отрицательного) параметрического критерия (количество выборов у респондена ограничено, учитывается очередность сделанных выборов) для проведения опроса необходимо заготовить специальные карточки, на которых записаны фамилии членов группы в алфавитном порядке.

При заполнении социоматрицы в соответствующие графы записывают фамилии тех, кто выбирал, а на пересечении с колонкой тех, кого выбирали, ставится балл "3", если он стоял первым в списке респондента, балл "2", если он был под номером два, балл "1", если он был третьим в списке. В случае, если выбор взаимный (А выбрал Б, а Б в свою очередь А), то этот выбор (независимо от балла) обводится кружком.

После того как зафиксированы все выборы, приступают к их суммированию. По вертикали подсчитывается общее количество выборов, количество взаимовыборов и сумма баллов по каждому человеку в отдельности. В качестве критериев экспансивности и приемлемости члена группы в первом приближении обычно берется количество выборов, сделанных и полученных респондентом. Если они одинаковы у двух или нескольких человек, то их ранжируют по количеству набранных баллов.

Социометрический статус:

7 и более положительных выборов – «звезда»;

4-6 положительных выборов - предпочитаемый (больше положительных выборов чем отрицательных);

 1-3 положительных выборов (больше отрицательных выборов чем положительных ) - пренебрегаемый; только отрицательные выборы - отвергаемый; отсутствуют выборы - изолированный.

Вариант протокола. Результаты диагностики социометрического статуса ребенка

дата заполнения______________

Методика: Социометрия

Бланк регистрации ответов

Вопрос Выборы ребенка
   
   
   
   

Выявленные лидеры: эмоциональный лидер - __________________,

деловой лидер - ________________________,

лидер - организатор _______________________;

Низкостатусные учащиеся: __________________________________________

____________________________________________________________________

Социометрический статус испытуемого ____________________ (количество положительных выборов - _______)

Общие выводы: _____________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: