Из письма советского писателя в Правительство СССР (письмо датировано 1930г.)

Конспект урока истории 

Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс

Дата 16.06.2020

Тема: Дифференцированный зачет по истории

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок контроля

Цель урока: контроль усвоения знаний

Используемая литература:

Учебник. История. Конец 19 начало 21 века: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень/ Н.В. Загладин, Ю.А. Петров.- М.: «Русское слово- учебник», 2018.

 

Ход урока.

  1. Организационный этап.

На этом уроке вы будете выполнять дифференцированный зачет  по истории

 

 

2. Основная часть.

Вариант

Вариант 1

Часть А

Задание 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.

 

1) Невская битва

2) Походы Олега на Царьград

3) Нормандское завоевание Англии

Задание 2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

события годы
А) Ялтинская конференция Б) строительство первой железной дороги В) созыв Уложенной комиссии Г) убийство Игоря древлянами 1) 1767 г. 2) 1648 г. 3) 1945 г. 4) 1943 г. 5) 1837 г. 6) 945 г.  

 

Задание 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям, происходившим в период 1953−1964 гг.

 

1) Варшавский договор

2) «Пражская весна»

3) Карибский кризис

4) десталинизация

5) «оттепель»

6) ввод советских войск в Афганистан

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду

Задание 4. Напишите пропущенное слово.

Вооруженная борьба между социальными группами, характеризуемая такими понятиями как «красный террор», «белый террор» называется ______________________ войной.

 

Задание 5. Установите соответствие между аббревиатурами органов государственной власти 1918—1930-х гг. и их определениями.

 

 

Аббревиатура Определения
A) ГУЛАГ Б) ВЧК B) СНК Г) ВСНХ 1) орган по борьбе с контрреволюцией и саботажем 2) орган по управлению экономикой страны 3) орган по управлению исправительными учреждениями СССР 4) высший судебный орган СССР 5) высший орган исполнительной власти СССР 6) орган власти по проведению реабилитации

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г
       

Задание 6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «...Мы надеемся, что все благородное российское дворянство, чувствуя толикие наши к ним и потомкам их щедроты, по своей к нам всеподданической верности и усердию побуждены будут не удаляться, ниже укрываться от службы, но с ревностью и желанием в оную вступать, и честным и незазорным образом оную по крайней возможности продолжать, не меньше и детей своих с прилежностью и рачением обучать благопристойным наукам, ибо все те, кои никакой и нигде службы не имели, но только как сами в лености и праздности все время препровождать будут, так и детей своих в пользу отечества своего ни в какие полезные науки не употреблять, тех мы, яко суще нерадивых о добре общем, презирать и уничижать всем нашим верноподданным и истинным сынам отечества повелеваем, и ниже ко двору нашему приезд или в публичных собраниях и торжествах терпимы будут».

Б) «В гнезде наиболее гонимого Борисом боярства с Романовыми во главе, по всей вероятности, и была высижена мысль о самозванце. Винили поляков, что они его подстроили; но он был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве. Недаром Борис, как только услыхал о появлении [самозванца], прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставили самозванца».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) В отрывке речь идет о Лжедмитрии I.

2) Автор текста был председателем Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете.

3) Данный документ был подписан Екатериной II.

4) Данный документ относится к царствованию Петра III.

5) После издания этого документа большая часть дворян отпустила своих крепостных на волю.

6) Данный документ — отрывок из «Манифеста о даровании вольности российскому дворянству» 1762 г.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

Фрагмент А

Фрагмент Б

       
       

Задание 7. Какие три из перечисленных территорий вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны? Соответствующие цифры запишите в ответ.

 

1) Кёнигсбергская (Калининградская) область

2) Уссурийский край

3) Нахичиваньская область

4) Южный Сахалин

5) Курильские острова

6) Приднестровье

 

Задание 8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

 

А) Генерал-лейтенант инженерных войск, профессор Военной академии Генерального штаба, зверски замученный фашистами в концлагере Маутхаузен____________.

Б) Легендарный разведчик Н. Кузнецов действовал в районе г. ____________.

В) Тегеранская конференция «Большой тройки» проходила в ____________.

 

Пропущенные элементы:

1) 1944

2) Н. Капица

3) 1943

4) Краснодон

5) Д. Карбышев

6) Ровно

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В
     

 

Задание 9. Установите соответствие между фамилиями отечественных деятелей культуры второй половины XX в. — начала XXI в. и сферами их творчества.

Деятели культуры Сферы творчества
A) 3. К. Церетели Б) С. Ф. Бондарчук B) М. Л. Ростропович Г) В. П. Астафьев 1) архитектура 2) литература 3) музыка 4) кинематограф 5) скульптура

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г
       

Задание 10. Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий и назовите литератора, фамилия которого пропущена в тексте.

 

«Я должен высказать своё мнение о «Докторе Живаго». После публикации книги за рубежом её у нас раскритиковали. Обстановку, в которой это делалось, нельзя назвать нормальной. Сама критика выглядела какой-то волевой акцией, административным окриком в адрес автора, без какого-либо серьёзного обсуждения романа, без выяснения мнения читателей...

Моё мнение, «Доктор Живаго» — не лучшее произведение... Я не считаю этот роман безупречным, хотя не берусь судить о его художественных достоинствах и недостатках. Однако совершенно неоправданной была попытка отрубить этого большого художника слова от коллектива советских писателей и применить в отношении его тактику остракизма».

Задание 11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

Событие Дата Участник(-и)
Операция «Рельсовая война» __________(А) Федоров, Ковпак
операция «Оверлорд» __________(Б) __________(В)
__________(Г) август—декабрь 1943 г. Г. К. Жуков, И. С. Конев К. К. Рокоссовский
Битва за Москву __________(Д) __________(Е)

 

Пропущенные элементы:

1) М. А. Егоров, М. В. Кантария

2) сентябрь 1941 г. — апрель 1942 г.

3) Д. Эйзенхауэр

4) битва на Курской дуге

5) битва за Днепр

6) август−сентябрь 1943 г.

7) июнь 1944 г. − август 1944 г.

8) И. В. Панфилов

9) май 1942 г.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е
           

Задание 12. Прочтите отрывок из доклада руководителя коммунистической партии СССР.

 

«Товарищи!

На нас, членов Центрального Комитета, XXVII съездом партии возложена величайшая ответственность — обеспечить проведение в жизнь стратегического курса на ускорение социально-экономического развития страны. Политбюро именно так понимает ситуацию и роль Центрального Комитета на нынешнем этапе жизни советского общества.

Исходя из этого, на обсуждение Пленума вынесен вопрос, имеющий первостепенное значение для успешной реализации политической стратегии, разработанной апрельским Пленумом ЦК и XXVII съездом КПСС, — вопрос о перестройке и кадровой политике партии. Мы должны рассмотреть его в широком социально-политическом плане, учитывая уроки прошлого, характер переживаемого момента и задачи на будущее».

 

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения.

 

1) Руководитель партии, выступивший с данным докладом, — М. С. Горбачёв.

2) На съезде, о котором идёт речь, руководитель партии выступил с докладом о культе личности И. В. Сталина.

3) Доклад относится к периоду «оттепели».

4) Выступление относится к 1980-м гг.

5) Результатом работы съезда стало принятие Программы построения коммунизма за 20 лет.

6) Перед съездом и в ходе съезда в партии была осуществлена «кадровая революция» — свои посты покинули многие прежние руководители.

Задание 13.

 

Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание

 

 

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Задание 14. Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание.

 

 

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2», в районе которого произошло соединение войск двух фронтов Красной армии.

Задание 15.

 

Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание

 

 

Укажите название периода в ходе войны, начало которому положили события, обозначенные на схеме.

Задание 16.

 

Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание

 

 

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) На схеме обозначены боевые действия до конца 1943 г.

2) События, обозначенные на схеме, явились первым наступлением Красной армии в ходе Великой Отечественной войны.

3) На схеме обозначены боевые действия Красной армии в ходе операции «Уран».

4) Участником событий, обозначенных на схеме, являлся К. К. Рокоссовский.

5) В кольце окружения, обозначенном на схеме, оказалось более 2 млн немецких солдат.

6) События, обозначенные на схеме стрелками, начались в ноябре 1942 г.

Задание 17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Памятники культуры Характеристики
А) «Бурлаки на Волге» Б) «Иван Васильевич меняет профессию» В) Памятник «Тысячелетие Руси» Г) «Поучение детям 1) Своеобразные правила поведения, свод правил поведения в семье составлены в правление Ивана Грозного. 2) Режиссёром данной комедии является Эльдар Рязанов. 3) Один из персонажей фильма — первый русский царь. 4) Памятник установлен в Новгороде. 5) Автором является Владимир Мономах. 6) Картина создана в XIX в.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г
       

Задание 18. Рассмотрите изображение и выполните задание

Какие суждения, связанные с данным изображением, являются верными?

Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) В период проведения Олимпиады, символика которой представлена на изображении, Советским Союзом руководил Н. С. Хрущёв.

2) Олимпиада, символика которой представлена на изображении, стала второй Олимпиадой, проведённой на территории СССР.

3) На данном изображении представлена символика Зимних Олимпийских игр, проходивших в Москве.

4) В Олимпиаде, символика которой представлена на изображении, не принимала участия команда США.

5) СССР бойкотировал следующие Олимпийские игры, которые проходили в США после Олимпиады в Москве.

Задание 19. На какой из фотографий, представленных ниже, изображены деятели культуры, которые были наиболее популярны в период подготовки и проведения Олимпийских игр, символика которых представлена выше? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

 

Часть С

Задание 20 Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы  Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из письма советского писателя в Правительство СССР (письмо датировано 1930г.).

«...Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала — мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати... Вот одна из черт моего творчества, и ее одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: черные и мистические краски... в которых изображены бес-численные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходившего в моей отсталой стране... И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах «Дни Турбиных», «Бег» и в романе «Белая гвардия»: упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях «Войны и мира»... Но такого рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает — несмотря на свои усилия стать бесстрастно над красными и белыми — аттестат белогвардейца-врага, получив его, как всякий понимает, может считать себя конченым человеком в СССР...»

 

Назовите имя и фамилию писателя - автора письма, а также 2-3 его произведения, в которых содержалась сатира на общество 1920-1930-х гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: