Билет 4. Ключевые положения классического марксизма

Философия марксизма получила свое название по имени своего основателя - К.Маркса. Помимо него большое влияние на формирование т.н. классического марксизма оказал Ф.Энгельс. Философия марксизма формировалась под серьезным влиянием философии Г.Гегеля, откуда был перенят принцип диалектики, хотя он и был переосмыслен на материалистической почве. Помимо этого "источниками и составляющими частями" (по Ленину) марксизма также принято считать английскую классическую политэкономию и французскую философию утопического социализма.

В марксистском представлении общество постоянно находится в движении. Его главным движущим стимулом являются экономические интересы различных социальных групп общества. Социальная структура общества построена, таким образом, на постоянном конфликте, разрешение которого (даже не конечное) и является условием развития общества. Социальные противоречия разрешаются в процессе классовых конфликтов, т.е. противостояния групп общества, по-разному относящихся к экономическим ресурсам и средствам производства. Результатом классовой борьбы и развитием экономического производства становится смена экономических формаций, где на смену одним классам приходят другие. Последней формацией, которая призвана снять классовые противоречия, является коммунизм.

Вклад Маркса в экономическую науку заключается в следующем:

- разработана и доказана теория прибавочной стоимости, которая четко показывает, как наемный рабочий создает прибавочную стоимость, которую потом получает капиталист, а рабочий не получает, т. е. раскрыт механизм эксплуатации.

- Маркс открыл двойственный характер труда при капитализме: абстрактный труд (расходование человеческих сил) как труд, производящий стоимость товара, и труд конкретный (труд в конкретной профессиональной форме: металлург, сапожник и т. д.) как труд, производящий потребительную стоимость.

- Маркс анализировал экономические категории последовательно, выводя одну из другой, в результате чего получилось единое целое - капиталистический способ производства.

- К. Маркс и Ф. Энгельс разработали теорию развития человеческого общества через смену общественно-экономических формаций, доказывая неизбежность гибели капиталистической формации и становления новой экономической системы - социализма.

Философия марксизма имеет историческую направленность, т.е. огромное значение в формировании общества имеет его нынешнее историческое положение. Таким образом в марксизме появляются категории базиса и надстройки. Первое - это тот экономический уклад, который присутствует в данный момент в определенном обществе, а второе - духовная жизнь этого общества.

Т.к. экономические отношения в классическом марксизме считаются фундаментом общественных отношений, то Марксом была предпринята попытка создания оригинальной экономической теории, строящейся, главным образом, на критике “буржуазных” политэкономических теорий своего времени. Основными интересами марксистской экономической теории были рабочая сила как специфический товар, экономические циклы, прибавочная стоимость и формы экономической эксплуатации.

Также важную роль в раннем марксизме занимала категория отчуждения. Отчуждение понималось как процесс отъема у рабочего в процессе труда самих его трудовых сил и результатов его деятельности. Помимо экономического аспекта отчуждения также поднималась проблема психологического воздействия отчуждения на человека: в результате процесса труда, где рабочий не связан с его [труда] результатами, он начинает испытывать ненависть к своей работе, что становится причиной психологической неудовлетворенности.

Билет 5. Основные идеи Франкфуртской школы как социально-критического подхода.

Под влиянием, главным образом, идей марксизма и фрейдизма в 30-е года ХХ века в Германии, при Университете Фракфурта-на-Майне сложилась критическая теория, называющаяся Франкфуртской школой, ее также часто называют неомарксизмом. Ее основными интересами является критическое рассмотрение социальных и культурных явлений, обнаружение их причин, механизмов действия и дальнейшее их влияние на это самое общество.

Среди наиболее важных деятелей франкфуртской школы можно назвать Макса Хоркхаймера, Теодора Адорно, Герберта Маркузе, Эриха Фромма, Юргена Хабермаса.

Основываясь на марксизме и фрейдизме франкфуртская школа следует идеям постоянного развития общества, наличия в нем постоянной борьбы интересов, ставит под сомнение рациональность человека, контроль над личностью через удовлетворения всех его инстинктов.

Политическое устройство рассматривается всегда как ангажированное (участие) в чью-то пользу. Господствующая система всегда стремится установить идеологию, которая сводит на нет любую оппозиционность к себе. Критическая теория в представлении франкфуртцев всегда должна идти рука об руку с политическим активизмом. Критическому рассмотрению подвергаются культура и технология, которые находятся на службе у господствующей идеологии. Также в теории франкфуртской школы есть категория тоталитаризма, которая понимается не в классическом смысле, как особый тип политического устройства с широким использованием в нем методов террора, а как практика стирания грани между приватной жизнью людей и их публичным существованием за счет распространения ложного сознания.

Франкфуртская школа, за счет своей радикальности, постоянной причастности к политике и связи с марксизмом оказала серьезное влияние на лево-радикальную политическую мысль и на связанные с ней политические течения. Особенно сильно идеи франкфуртцев проникли в их политический дискурс после 1968 и красного мая в Париже, когда старые левые политические партии и движения дискредитировали себя в глазах молодежи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: