Проблема определения начала человеческой жизни

Право на жизнь — основополагающее естественное право, на котором как на фундаменте зиждутся все остальные права человека. Жизнь — основная предпосылка их реализации и осуществления. Но когда возникает это право? С момента рождения или раньше? Если раньше, то на каком сроке? В какой момент начинается жизнь? Может ли эмбрион называться человеком? Какие наиважнейшие показатели характеризуют в нем «человечность»? Можно ли выстроить непроницаемую стену между человеческим существом до его появления на свет и после, или все это звенья одной эволюционной цепи телесного, душевного и духовного становления личности?

Уместно ли вообще говорить о праве эмбриона на жизнь и праве человека на рождение?

Под эмбрионом (греч. embryon) принято понимать животный организм на ранней стадии развития. Согласно данным биологии и эмбриологии человеческий зародыш проходит в своем внутриутробном развитии три стадии: проэмбрион (до 14 дней с момента зачатия) представляет «сгусток» клеток; собственно эмбрион (до 8 недель с момента зачатия); плод (от 8 недель до момента рождения). Таким образом, мы имеем дело со сложным организмом, который в зависимости от стадии развития представляет собой либо кусок человеческих тканей (ранний период эмбриогенеза), либо обособленное существо, способное жить без организма матери (5-9-й месяцы развития). В праве под эмбрионом человека понимается организм с момента оплодотворения до рождения.

Первый подход — абсолютистская позиция («эмбрион — это личность») предполагает, что уже с самого начала, т.е. с момента оплодотворения эмбрион имеет такой же моральный статус, как и человек, наделённый личностью. Исходя из этого, процесс развития эмбриона трактуется как процесс развития личности. Имеется в виду, что в существовании человека, даже в качестве эмбриона, нет стадии, когда это не человек. Поэтому эмбрион заслуживает абсолютного уважения и является неприкосновенным.

Второй подход — либеральная позиция («эмбрион — это не личность») делает акцент на том, что яйцеклетка и сперматозоид до момента их слияния не являются личностями и могут быть использованы в научных или медицинских целях, Это означает, что он имеет незначительную ценность или даже вообще ее лишен, поэтому эмбрион не нуждается в какой-то особой защите и не наделяется правом на жизнь. Для некоторых сторонников данного подхода эмбрион, в первые 6 недель развития, можно рассматривать вообще, как «вещь». В этой связи отмечается, что для появления сознания необходим хотя бы минимальный уровень развития нервной системы, чего конечно же, нет у только что сформировавшегося эмбриона. Следовательно, никаких моральных обязательств по отношению к эмбриону со стороны человеческого сообщества не предполагается. Она основывается на положениях натуралистическо-материалистической антропологии, согласно которой человек — это «психоматериальная целостность», «осознающая сама себя материя», и нельзя уравнивать биологический потенциал родительских клеток и самостоятельных (т. е. рожденных) людей, осознающих себя людьми. Это равносильно знаку равенства между биологическим потенциалом плодовых косточек и дерева».

Третий подход — умеренная (градуалистическая) позиция («эмбрион — это потенциальная личность») наделяет эмбрион особым моральным статусом: это пока ещё не полноценная личность, но и не «вещь», с которой можно делать любые манипуляции. С одной стороны, здесь нет полного отождествления эмбриона и человека, обладающего, а с другой — отношение как к «потенциальному человеку» накладывает определённые этические ограничения на действия по отношению к эмбриону.

Анализ литературы дает возможность выделить два основных подхода к проблеме правового статуса эмбриона:

· Эмбрион — субъект права, полноправный участник правоотношений, приравненный к человеку;

· Эмбрион — объект права: как часть организма матери, приравненная к органам и тканям человека; как вещь, по поводу которой могут возникнуть правоотношения имущественного характера.

 

Репродуктивная этика и проблемы реализации репродуктивных прав человека.

Репродуктивная этика — область биоэтики, которая занимается этическими проблемами вмешательств в репродукцию человека и смежными вопросами, связанными с научными и практическими аспектами развития репродуктивной медицины и биологии.

Три основные сферы приложения репродуктивной этики, или ее ядро, — это зачатие (оплодотворение), беременность (развитие плода), рождение.

Репродуктивное здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов.

Репродуктивный выбор — это проявление моральной автономии личности в вопросах сексуальности и деторождения.

Важнейшее из репродуктивных прав — право человека на свободное, ответственное решение относительно количества своих детей и времени их рождения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: