Вопрос «смены поколений» в детском объединении

Вопрос «смены поколений» один из острых вопросов в работе с любым типом детского объединения. Рассмотрим два варианта.

Первый – когда состав меняется на 100%. Нет ни одного представителя «старого» состава. Это вынуждает педагога начинать все заново, с нуля.

К этому мы должны быть внутренне готовы. Здесь нам придет на помощь наш собственный накопленный опыт и наработанная практика.

Во многом, мы уже знаем, какой дорогой идти, чтобы «вырастить» объединение. Есть уже тот ориентир, понимание, каким мы хотим видеть объединение нового состава.

Кроме нашего опыта важно новых ребят посвящать в Историю объединения.

А историю вы знаете лучше всех. На первых сборах можно и нужно выделять время для знакомства с историей объединения. Какие придумывались и проводились дела, какие были традиции и ритуалы, как распределялись поручения, какие были трудности, радости и победы. Чем особенно гордились ребята или что не принимали. У вас также уже есть накопленный архивный арсенал: видео, презентации, фотоальбомы, летописи ДО (!).

В районном, например, объединении традиционным является встреча с темой «Что такое «Круглый Стол» - структура, история, традиции». Еще ребята когда-то придумали по этой теме игру по принципу игры «Верите ли вы, что…», совсем недавно еще появилась на эту же тему игра в лото.

Не ограничивайте время только одной выделенной встречей. Знакомство с историей или интересными фактами из жизни ДО в прошлом можно расширять каждый раз, при любом удобном случае.

Как показывает практика, у ребят всегда есть потребность и всегда существует интерес узнать, как это было раньше. Это позволяет поддерживать в них желание и интерес развиваться и расти в своем объединении, испытывать чувство сопричастности и чувство прочности.

Второй вариант – когда еще есть несколько ребят из состава прошлых лет. Здесь, по сути, все то же самое, что и в первом случае, но страницы истории или какие были или есть традиции, какие действовали правила. Все это можно озвучить устами «старичков».

  В районном объединении несколько лет работает система, которую ребята назвали как «наставники-неразлучники». Смысл в том, что к каждому участнику объединения «прикрепляется» вновь вступивший. Эта пара первые месяцы (обычно с сентября по декабрь) делает все вместе.

Выбор своей роли, участия или неучастия в организации и проведении районного события – добровольное право каждого участника объединения. Но, по сложившимся у нас правилам, если «наставник» или «неразлучник» желают участия, то неразрывно пара работает вместе.

  Например, «наставник» выразил желание быть ведущим, соответственно, готовит сценарий. Значит, «неразлучник» всегда с ним: участвует, помогает в подготовке сценария. Если «неразлучник» высказал желание участия в орг.группе дела, «наставник» автоматически входит в состав группы дела. Если «наставник» принимает участие в воскресной прогулке по городу или является ее организатором, то участие «неразлучника» в этой прогулке и в неформальном общении приветствуются всеми.

Плюсы таких «пар» в том, что новенькие очень быстро адаптируются и включаются в деятельность, избегая длительного подготовительного периода включения и обретения необходимых навыков, усвоения правил и традиций. Объединение может и способно продуктивно работать в том же заданном и привычном темпе.

  Но, есть и свои минусы. Если даже ребята «наставники» уже владеют многими универсальными организаторскими навыками, обладают нужными знаниями и умениями организаторского мастерства и работы в команде, то здесь они сталкиваются с определенной трудностью.

Это не работа в команде, это взаимодействие и общение напрямую с индивидуальным одним или двумя людьми. Не всегда ребята «наставники» могут преодолеть свой внутренний барьер личного внутреннего непринятия, например, «неразлучника», прикрепленного к нему или же не хватает важных навыков для того, чтобы найти нужные подходы к «неразлучнику». Порой, «наставник», увлекаясь процессом, просто забывает о своих обязанностях по отношению к «неразлучнику». Для ребят даже старших классов это очень тяжелая и не всегда успешная обязанность.

  Но, тем не менее, все в объединении отмечают, что польза от этих создаваемых пар большая и от этой традиции не отказываются.

В практике и в литературе еще не нашла того универсального средства, чтобы шефство по формуле «наставник-неразлучник», придуманной ребятами, привело к тому идеальному результату который виден в перспективе.

Тема наставничества есть в книге «Фрунзенская коммуна» и также рассматривается в работах И.П.Иванова. Но, к сожалению, описанные идеи не получили в полной мере своего развития. Вопрос остается открытым.

 

Хотелось бы получить больше информации о развитии детского коллектива

Через игры

Игра – это один из основополагающих элементов жизнедеятельности детского объединения любого типа.

В педагогике используют так называемые социально-педагогические игры. Играм в детском коллективе свои работы посвятил Сталь Анатольевич Шмаков. Его основные труды связаны с разработкой теории досуга молодёжи и педагогических основ, с изучением игры как феномена культуры, концепции коллективной творческой деятельности школьников в сфере свободного времени. Библиография С.А. Шмакова богатейшая. Ему де принадлежит одна из классификаций игр (где, когда и в какой момент использовать ту или иную игру).

  В практике с детским объединением чаще всего используются игры на знакомство, на сплочение и взаимодействие, выявление лидерских качеств или лидеров, на взаимодействие в команде, на выработку навыков командной работы.

Можно и нужно использовать богатейший опыт скаутских игр.

Все материалы можно найти сегодня в интернете: и работы С.А. Шмакова и скаутские, уже классифицированные, игры на скаутских сайтах.

Самое главное, педагогу, работающему с ДО, надо взять за правило, что каждая встреча предполагает какую-либо игру.

Выстраивая ход встречи, педагог, исходя из классификации игры, всегда может выбрать ту, которая в данный момент времени необходима и с той педагогической целю, которую ставит педагог. Помните, что каждая предлагаемая вами игра должна иметь свою педагогическую цель.

Важно с детьми оговаривать сразу несколько правил: 1.Играют все (и даже вы); 2. Правила и условия выполняются всеми и не меняются в ходе игры; 3. Обязательна рефлексия после игры: что я чувствовал, какие эмоции испытывал, что я думал про игру в ее начале, в конце, что мне понравилось, что я открыл нового для себя.

Социально-педагогическая игра с точки зрения педагогического целеполагания это одно из универсальных средств для роста и развития ДО любого типа, которое восполняет и обогащает потребность общения среди подростков, устанавливает прочные личные связи посредством общности интересов или действий предлагаемых условиях, сплачивает и формирует коллектив. Знания друг о друге, полученные во время игры, помогут тесному взаимодействию при работе в орг. группах дела или при выполнении ЧТП.

Педагогу игры помогут расширить представление о каждом участнике, помогут выявить те качества, на которые он может опереться, давая то или иное поручение. Педагог может посоветовать или увидеть, с кем у того или иного участника объединения есть общие точки соприкосновения и взаимодействия, что даст возможность в дальнейшем качественно выполнить то или иное поручение.

  Проведение игр впоследствии, можно делегировать детям, до этого проведя с ними занятие о классификации игр и правилах их проведения. Такое делегирование также преследует педагогические цели: 1.Развивает коммуникативные навыки; 2.Способствует умению организовывать группу людей и организовывать пространство 3. Способствует и создает определенные предпосылки для развития самоуправления в объединении.

Педагогу желательно владеть 4-5 различными играми разных категорий, в том числе и деловыми играми.

  Если еще такую задачу вы перед собой не ставили, рекомендуется сделать себе «копилку игр» и постепенно пополнять ее, по возможности, апробировать.

«Копилка» может быть в виде записной книжки (блокнота, тетради) или карточек. Если ваша «Копилка» всегда под рукой, то не будет сложности в подборе или выборе игры для ваших последующих встреч с активом или объединением.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: