Глава I. Взаимодействие культур в светском и культовом интерьере в период от Древнего мира до нового времени

КАК ФОРМА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

                                                                       Исполнитель:

                                                                      

                                                                       Гутнова Надежда Александровна

                                                                                             Ф.И.О.

                                                                       508 группа дневного отделения

                                                                                      группа, отделение

                                                                    

 

                                                                       Рецензент: (заполняется рецензентом)

                                                     

                                                                       ___________________________

                                                                                                                                 ученые степень, звание

 

                                                                                                ____________________________________                                                                                                                             

                                                                                                                                             И.О.Ф.

                                                                                               

                                                                                                ____________________________________

                                                                                                                            подпись

 

                                                                      Научный руководитель: (заполняется

                                                                      руководителем)

                                                     

                                                                      ___________________________

                                                                                   ученые степень, звание

 

                                                                                               ____________________________________

                                                                                                                                            И.О.Ф.

 

                                                                          

                                                                     Допускается к защите:

                                                                     Декан факультета док. фил. наук,

                                                                     профессор Борзова Е.П.

 

                                                                     «__» _________________200__г.

 

                                                                                  

                                                                                                  

                                                                          Санкт-Петербург

                                                                2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР В СВЕТСКОМ И КУЛЬТОВОМ ИНТЕРЬЕРЕ В ПЕРИОД ОТ ДРЕВНЕГО МИРА ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ………………………………………………………………………....8

1.1 Интерьеры Древнего Востока ……………………………………………….9

1.2 Заимствование мусульманскими странами элементов декора интерьера на завоеванных территориях  ……………………………………………………...11

1.3 Эллинизация римской культуры в рамках дизайна интерьера...…….…...17

1.4 Интерьеры средневековья Западной Европы на примерах романского и готического стилей…….………………………..…………………………….....22

1.5 Возврат к эллинистической культуре в эпоху Ренессанса………………..30

1.6 Дворцы в эпоху Барокко ……………………………………………………33

1.7 Проявление диалога культур в стиле ампир……………………………….35

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЙ ИНТЕРЬЕР В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ……………………………………39

2.1 Неоготика как отображение средневековой культуры……………………40

2.2 Необарокко..…………………………………………………………………42

2.3 Ар Нуво ………...……………………………………………………………42

2.4 Ар Деко...……………………………………………………………………46

2.5 Английский стиль ……...……………………………………………………47

2.6 Этнический стиль. Обращение к культурному наследию.......…………....50

2.6.1 Индонезийский стиль……………………………………………………...51

2.6.2 Индийский стиль...………………………………………………………..54

2.6.3 Арабский стиль…………………………………………………………….57

2.6.4 Китайский стиль…………………………………………………………...61

2.6.5 Японский стиль…………………………………………………………….65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………68

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...………………………….72

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ……………………………………………………77

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….79

ВВЕДЕНИЕ

Культурный обмен в системе международных отношений — это сложное, комплексное явление, отражающее общие закономерности международных отношений и мирового культурного процесса. Это комплекс многообразных культурных связей, включающий весь спектр различных форм и направлений взаимодействия, отражающий как современные междуна­родные отношения, так и исторически сложившиеся формы, обладаю­щий значительной устойчивостью и широтой влияния на социальную и культурную жизнь.

Сегодня, в начале XXI в., культурные связи, гуманитарные контак­ты приобретают особое значение в международных отношениях. Новые вызовы времени, проблемы культурной экспансии придают вопросам международного культурного обмена бесспорную значимость и актуальность.

На современном этапе международный культурный обмен — это не только необходимое условие движения человечества по пути прогресса, но и важный фактор международных отношений в условиях демокра­тизации и интеграции мирового общества.

Современные культурные связи отличаются значительным многообразием, широкой географией, протекают в различных формах и направлениях.

Кроме того, многие вопросы культурного взаимодействия, сегодня активно обсуждаются авторитетными международными организация­ми, возникают все новые и новые межправительственные объединения, где проблемам культурного взаимодействия, диалога - культур прида­ется большое значение.

Культура, будучи процессом духовного, творческого, интеллектуального общения, подразумевает взаимное обогащение новыми идеями в контексте культурного обмена и выполняет, таким образом, важную коммуникативную функцию, объединяя различные по своей социаль­ной, этнической, религиозной принадлежности группы людей. Именно культура становится сегодня тем «языком», на котором может быть по­строена вся система современных международных отношений.

Международный культурный обмен на современном этапе демонст­рирует устойчивую тенденцию к поступательному развитию. Несмотря на разнообразие стилей и направлений в архитектуре и дизайне интерьера  можно выделить общие особенности и черты.

Стилистические направления в дизайне интерьеров оказывают влияние друг на друга. Дизайн интерьера - это создание пространства функционального и эстетичного с какой-нибудь запоминающейся особенностью и в определенном стиле. Очень часто дизайнеры стали прибегать к использованию различных стилей, сочетая их со своим неповторимым почерком.

В данной работе рассмотрены направления между­народного культурного обмена в дизайне интерьера.

Объект исследования – интерьер как способ организации внутреннего пространства жилища.

Предмет исследования – интерьер как поле взаимодействия культур, инструмент межкультурных коммуникаций.

Цель работы - Исследовать исторические типы, эволюцию и современные особенности дизайна интерьера в процессе межкультурного взаимодействия. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Определить основные историко-культурные типы дизайна интерьера,

2. Исследовать особенности взаимодействия культур в светском и культовом интерьере в период от Древнего мира до Нового времени

3. Определить наиболее значимые стили дизайна интерьера в культуре ХХ и XXI веков,

4. Рассмотреть современный интерьер в контексте межкультурных коммуникаций.

Поставленная цель и выдвинутые задачи определили структуру исследования. Дипломная работа состоит из двух глав, Введения и Заключения. Можно отметить, что при подготовке работы мы опирались на различные источники, исследовательскую литературу.

Степень разработки проблемы. Проблемы истории дизайна интерьера достаточно основательно разработаны в отечественной литературе. Им посвящены работы:

Воронина В. Л. Народное жилище арабских стран / В.Л. Воронина. — М.: Риполл Классик, 1972. - 320 с.

Воронина В. Л. Древняя строительная техника Средней Азии. Архитектурное наследство / В.Л. Воронина — М. Риполл Классик, 1993. – 330 с.

Гартман  К.  О.  История   архитектуры /   К.О. Гартман. - М.:Эксмо, 1987. —

 138 с.

Згура В. Китайская архитектура и ее отражение в Западной Европе / В.Згура. — М.: АСТ, 1984. – 254 с.

Интерьер. Иллюстрированный художественный словарь / Ред. Т.В.Горбунова. – СПб.: Летера, 2002. – 228 с.: ил.

Соболев Н. Н. Стили в мебели / Н.Н.Соболев. — М.: Высшая школа, 2001. – 340 с.

Соловьев И.К. История интерьера. Древний мир. Средние века / И.К.Соловьев – М.: В. Шевчук, - 2007. - 384 с.

Лясковская О. А. Французская готика. Архитектура, скульптура, витраж / О.А.Лясковская. — М.: Мысль, 1973. 421 с.

Мак-Коркодейя Ч. Убранство жилого интерьера / Ч.Мак-Коркодейя. — М.: Мир, 1990. – 197с.

Прахт К. Мебель и архитектура / К.Прахт. - М., Стройиздат, 1993. - 168 с.

 

 

Современный интерьер, его стилевые тенденции освещены в публикациях:

Крутских Е.Ю. Интерьер Вашего дома / Е.Ю.Крутских, Д.В.Литвинов. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 156 с.

Маргулис М. Ваша квартира. Руководство по декору дома / М.Маргулис. – М.: Вече, 2006. – 126 с.

Наша квартира. Энциклопедия. / Авт.-сост. А.М.Горбов. - М.: АСТ, 2003. - 511 с.

Новоселова Т.А. Современный интерьер / Т.А. Новоселова, Ростов Н/Д: Феникс, 2002. – 288 с.

Покатаев ВП. Интерьер и оборудование квартиры / В.П.Покатаев. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. - 416 с.

Протопопов В.В. Дизайн интерьера. Теория и практика организации домашнего интерьера / В.В.Протопопов. – М.: ИКЦ Март, 2004. – 128 с.: ил.

 

Проблема же культурных заимствований в искусстве интерьера специально не исследовалась. В имеющихся работах эта проблема лишь эпизодически затрагивается. Что же касается роли интерьера в процессе межкультурного взаимодействия, эта проблема, насколько нам известно, при всей ее актуальности сегодня, до настоящего времени не ставилась.

Для выявления тенденций и особенностей временной динамики искусственной среды и ее традиций в культуре различных стран используются элементы историко-сравнительного подхода.

Исследованы концепции, определяющие содержание и функции современного дизайна, его общность с искусством в основных целевых установках и подходах к их реализации. Подчиненное значение имеет синтез культур Востока и Запада.

 Систематизированы принципы художественно-эстетической организации интерьера.

Проанализированы основные принципы и подходы к использованию традиций национальной культуры в художественно-эстетическом решении современного интерьера.

Введены и систематизированы материалы источникового характера по дизайну, а именно искусству интерьера в традиционном национальном стиле.

Проведена систематизация структурных характеристик современного интерьера с позиций выделения в нем элементов традиционных культур.

Практическое значение проведенного исследования состоит в возможности применить его результаты в современной дизайнерской практике.

Теоретические обобщения по принципам и подходам использования традиций национальной культуры в интерьерном дизайне могут быть полезны для разработки некоторых направлений дизайна – вопросов структуры интерьера, соотношения традиционных и современных элементов в пространственной среде.

 

 

ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР В СВЕТСКОМ И КУЛЬТОВОМ ИНТЕРЬЕРЕ В ПЕРИОД ОТ ДРЕВНЕГО МИРА ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ

Феномен культурного обмена, диалога культур можно обнаружить ещё в древнейших цивилизациях. В этот период он имел спорадический характер, был лишен внутренней мотивации и государственной регла­ментации. Зачастую в данный период культурные контакты приобрета­ли варварские формы. Происходило не только взаимопроникновение культур народов, но иногда и упадок цивилизаций, поглощение, подчи­нение культуры одного народа другим, исчезновение целых культурных пластов.

Тем не менее именно в данный период сложились основные формы международного культурного обмена, были определены наиболее ак­тивно развивающиеся направления.

История международных отношений восходит своими истоками к эпохе древнейших цивилизаций.

В древнейший период возникают и первые формы культурного взаимодействия, такие как торговые, религиозные, художественные связи, туризм (паломничество, имевшее в то время, как правило, формы пилигримажа), театральные контакты, литературный, образовательный, научный, спортивный обмен. Особое значение в то время имели рели­гиозные контакты. И как следствие это имело отражение в формировании быта и дизайне интерьера.

Учитывая то обстоятельство, что современные международные культурные связи в значительной степени определяются сложившимися традициями, строятся на формах и направлениях, которые были сфор­мированы еще в древнейшее время, следует обратиться к мировому опыту и дать характеристику культурного обмена в его исторической последовательности.

 

                 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: