КАК ФОРМА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Исполнитель:
Гутнова Надежда Александровна
Ф.И.О.
508 группа дневного отделения
группа, отделение
Рецензент: (заполняется рецензентом)
___________________________
ученые степень, звание
____________________________________
И.О.Ф.
____________________________________
подпись
Научный руководитель: (заполняется
руководителем)
___________________________
ученые степень, звание
____________________________________
И.О.Ф.
Допускается к защите:
Декан факультета док. фил. наук,
профессор Борзова Е.П.
«__» _________________200__г.
Санкт-Петербург
2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР В СВЕТСКОМ И КУЛЬТОВОМ ИНТЕРЬЕРЕ В ПЕРИОД ОТ ДРЕВНЕГО МИРА ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ………………………………………………………………………....8
1.1 Интерьеры Древнего Востока ……………………………………………….9
1.2 Заимствование мусульманскими странами элементов декора интерьера на завоеванных территориях ……………………………………………………...11
1.3 Эллинизация римской культуры в рамках дизайна интерьера...…….…...17
1.4 Интерьеры средневековья Западной Европы на примерах романского и готического стилей…….………………………..…………………………….....22
1.5 Возврат к эллинистической культуре в эпоху Ренессанса………………..30
1.6 Дворцы в эпоху Барокко ……………………………………………………33
1.7 Проявление диалога культур в стиле ампир……………………………….35
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЙ ИНТЕРЬЕР В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ……………………………………39
2.1 Неоготика как отображение средневековой культуры……………………40
2.2 Необарокко..…………………………………………………………………42
2.3 Ар Нуво ………...……………………………………………………………42
2.4 Ар Деко...……………………………………………………………………46
2.5 Английский стиль ……...……………………………………………………47
2.6 Этнический стиль. Обращение к культурному наследию.......…………....50
2.6.1 Индонезийский стиль……………………………………………………...51
2.6.2 Индийский стиль...………………………………………………………..54
2.6.3 Арабский стиль…………………………………………………………….57
2.6.4 Китайский стиль…………………………………………………………...61
2.6.5 Японский стиль…………………………………………………………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...………………………….72
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ……………………………………………………77
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….79
ВВЕДЕНИЕ
Культурный обмен в системе международных отношений — это сложное, комплексное явление, отражающее общие закономерности международных отношений и мирового культурного процесса. Это комплекс многообразных культурных связей, включающий весь спектр различных форм и направлений взаимодействия, отражающий как современные международные отношения, так и исторически сложившиеся формы, обладающий значительной устойчивостью и широтой влияния на социальную и культурную жизнь.
Сегодня, в начале XXI в., культурные связи, гуманитарные контакты приобретают особое значение в международных отношениях. Новые вызовы времени, проблемы культурной экспансии придают вопросам международного культурного обмена бесспорную значимость и актуальность.
На современном этапе международный культурный обмен — это не только необходимое условие движения человечества по пути прогресса, но и важный фактор международных отношений в условиях демократизации и интеграции мирового общества.
Современные культурные связи отличаются значительным многообразием, широкой географией, протекают в различных формах и направлениях.
Кроме того, многие вопросы культурного взаимодействия, сегодня активно обсуждаются авторитетными международными организациями, возникают все новые и новые межправительственные объединения, где проблемам культурного взаимодействия, диалога - культур придается большое значение.
Культура, будучи процессом духовного, творческого, интеллектуального общения, подразумевает взаимное обогащение новыми идеями в контексте культурного обмена и выполняет, таким образом, важную коммуникативную функцию, объединяя различные по своей социальной, этнической, религиозной принадлежности группы людей. Именно культура становится сегодня тем «языком», на котором может быть построена вся система современных международных отношений.
Международный культурный обмен на современном этапе демонстрирует устойчивую тенденцию к поступательному развитию. Несмотря на разнообразие стилей и направлений в архитектуре и дизайне интерьера можно выделить общие особенности и черты.
Стилистические направления в дизайне интерьеров оказывают влияние друг на друга. Дизайн интерьера - это создание пространства функционального и эстетичного с какой-нибудь запоминающейся особенностью и в определенном стиле. Очень часто дизайнеры стали прибегать к использованию различных стилей, сочетая их со своим неповторимым почерком.
В данной работе рассмотрены направления международного культурного обмена в дизайне интерьера.
Объект исследования – интерьер как способ организации внутреннего пространства жилища.
Предмет исследования – интерьер как поле взаимодействия культур, инструмент межкультурных коммуникаций.
Цель работы - Исследовать исторические типы, эволюцию и современные особенности дизайна интерьера в процессе межкультурного взаимодействия. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Определить основные историко-культурные типы дизайна интерьера,
2. Исследовать особенности взаимодействия культур в светском и культовом интерьере в период от Древнего мира до Нового времени
3. Определить наиболее значимые стили дизайна интерьера в культуре ХХ и XXI веков,
4. Рассмотреть современный интерьер в контексте межкультурных коммуникаций.
Поставленная цель и выдвинутые задачи определили структуру исследования. Дипломная работа состоит из двух глав, Введения и Заключения. Можно отметить, что при подготовке работы мы опирались на различные источники, исследовательскую литературу.
Степень разработки проблемы. Проблемы истории дизайна интерьера достаточно основательно разработаны в отечественной литературе. Им посвящены работы:
Воронина В. Л. Народное жилище арабских стран / В.Л. Воронина. — М.: Риполл Классик, 1972. - 320 с.
Воронина В. Л. Древняя строительная техника Средней Азии. Архитектурное наследство / В.Л. Воронина — М. Риполл Классик, 1993. – 330 с.
Гартман К. О. История архитектуры / К.О. Гартман. - М.:Эксмо, 1987. —
138 с.
Згура В. Китайская архитектура и ее отражение в Западной Европе / В.Згура. — М.: АСТ, 1984. – 254 с.
Интерьер. Иллюстрированный художественный словарь / Ред. Т.В.Горбунова. – СПб.: Летера, 2002. – 228 с.: ил.
Соболев Н. Н. Стили в мебели / Н.Н.Соболев. — М.: Высшая школа, 2001. – 340 с.
Соловьев И.К. История интерьера. Древний мир. Средние века / И.К.Соловьев – М.: В. Шевчук, - 2007. - 384 с.
Лясковская О. А. Французская готика. Архитектура, скульптура, витраж / О.А.Лясковская. — М.: Мысль, 1973. 421 с.
Мак-Коркодейя Ч. Убранство жилого интерьера / Ч.Мак-Коркодейя. — М.: Мир, 1990. – 197с.
Прахт К. Мебель и архитектура / К.Прахт. - М., Стройиздат, 1993. - 168 с.
Современный интерьер, его стилевые тенденции освещены в публикациях:
Крутских Е.Ю. Интерьер Вашего дома / Е.Ю.Крутских, Д.В.Литвинов. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 156 с.
Маргулис М. Ваша квартира. Руководство по декору дома / М.Маргулис. – М.: Вече, 2006. – 126 с.
Наша квартира. Энциклопедия. / Авт.-сост. А.М.Горбов. - М.: АСТ, 2003. - 511 с.
Новоселова Т.А. Современный интерьер / Т.А. Новоселова, Ростов Н/Д: Феникс, 2002. – 288 с.
Покатаев ВП. Интерьер и оборудование квартиры / В.П.Покатаев. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. - 416 с.
Протопопов В.В. Дизайн интерьера. Теория и практика организации домашнего интерьера / В.В.Протопопов. – М.: ИКЦ Март, 2004. – 128 с.: ил.
Проблема же культурных заимствований в искусстве интерьера специально не исследовалась. В имеющихся работах эта проблема лишь эпизодически затрагивается. Что же касается роли интерьера в процессе межкультурного взаимодействия, эта проблема, насколько нам известно, при всей ее актуальности сегодня, до настоящего времени не ставилась.
Для выявления тенденций и особенностей временной динамики искусственной среды и ее традиций в культуре различных стран используются элементы историко-сравнительного подхода.
Исследованы концепции, определяющие содержание и функции современного дизайна, его общность с искусством в основных целевых установках и подходах к их реализации. Подчиненное значение имеет синтез культур Востока и Запада.
Систематизированы принципы художественно-эстетической организации интерьера.
Проанализированы основные принципы и подходы к использованию традиций национальной культуры в художественно-эстетическом решении современного интерьера.
Введены и систематизированы материалы источникового характера по дизайну, а именно искусству интерьера в традиционном национальном стиле.
Проведена систематизация структурных характеристик современного интерьера с позиций выделения в нем элементов традиционных культур.
Практическое значение проведенного исследования состоит в возможности применить его результаты в современной дизайнерской практике.
Теоретические обобщения по принципам и подходам использования традиций национальной культуры в интерьерном дизайне могут быть полезны для разработки некоторых направлений дизайна – вопросов структуры интерьера, соотношения традиционных и современных элементов в пространственной среде.
ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР В СВЕТСКОМ И КУЛЬТОВОМ ИНТЕРЬЕРЕ В ПЕРИОД ОТ ДРЕВНЕГО МИРА ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ
Феномен культурного обмена, диалога культур можно обнаружить ещё в древнейших цивилизациях. В этот период он имел спорадический характер, был лишен внутренней мотивации и государственной регламентации. Зачастую в данный период культурные контакты приобретали варварские формы. Происходило не только взаимопроникновение культур народов, но иногда и упадок цивилизаций, поглощение, подчинение культуры одного народа другим, исчезновение целых культурных пластов.
Тем не менее именно в данный период сложились основные формы международного культурного обмена, были определены наиболее активно развивающиеся направления.
История международных отношений восходит своими истоками к эпохе древнейших цивилизаций.
В древнейший период возникают и первые формы культурного взаимодействия, такие как торговые, религиозные, художественные связи, туризм (паломничество, имевшее в то время, как правило, формы пилигримажа), театральные контакты, литературный, образовательный, научный, спортивный обмен. Особое значение в то время имели религиозные контакты. И как следствие это имело отражение в формировании быта и дизайне интерьера.
Учитывая то обстоятельство, что современные международные культурные связи в значительной степени определяются сложившимися традициями, строятся на формах и направлениях, которые были сформированы еще в древнейшее время, следует обратиться к мировому опыту и дать характеристику культурного обмена в его исторической последовательности.