Мусульманская архитектура зародилась вслед за возникновением ислама в начале VII века и распространилась вместе с арабскими завоеваниями на протяжении VII-VIII веков на обширные районы Азии, Северной Африки и Юго-Западной Европы[11].
Строительными материалами для этих сооружений служили в основном естественный камень - известняк, песчаник, гранит и кирпич (чаще всего обожженный), а также дерево — в областях, где оно было в достаточном количестве, например, в Испании, Малой Азии, Индии. Очень распространенными отделочными материалами были гипс, использовавшийся в виде штукатурки и алебастра для декоративной орнаментики, и керамика, покрытые цветной глазурью изразцы и кафельные плиты. В интерьерах встречается также отделка ценными породами камня (мраморные плиты и мраморная мозаика на попах и стенах)[12], деревянными панелями, в том числе с интарсией[13] и инкрустацией металлом, перламутром и слоновой костью. Известны древние (IV - III вв. до н.э.) предметы мебели из Египта, Индии, где инкрустация была выполнена из слоновой кости по черному дереву, позднее парадную мебель украшали золотом в технике «плаке»[14].
|
|
Исламская архитектура, заимствовавшая строительные конструкции у народов, попавших под владычество мусульман, интерпретировала эти конструкции с повышенной декоративностью. Форма арок отличалась динамичными линиями. Простая полуциркульная арка в мусульманских интерьерах встречается относительно редко, предпочтение отдается аркам стрельчатым (в Египте), подковообразным (в Северной Африке и Испании), килевым (в Персии). Используются и более сложные формы арок — зубчатые и в виде трилистника, составленные из нескольких дуг окружности.
Исключительно мусульманской оригинальной архитектурной формой являются сталактиты или мукарны, которые используются в сводах, парусах, а также под разнообразными выступающими архитектурными частями интерьера: под карнизами, в нишах, капителях и т. д.
Первоначально мусульманские строители использовали в интерьерах колонны, взятые из античных или византийских памятников (или их копии). Позже появляются и специфически мусульманские формы колонн с тонкими стволами без энтазиса[15], с несколькими кольцами и поясками. Капители чаще всего имели вид орнаментированного куба, снизу скругленного или разработанного мотивами сталактитов[16].
Общим для архитектуры всех мусульманских стран является богатство и сложность художественного оформления интерьеров. Наибольшая декоративная нагрузка приходится на стены, которые членятся на рамы и фризы при помощи орнаментальных бордюров и надписей. Орнаменты выполняются обычно в виде сложных, часто запутанных комбинаций прямых и кривых линий, древнеарабского письма, арабесок, геометрически стилизованных переплетений различных завитков и листьев. За редким исключением в интерьерах отсутствует фигуративная живопись и пластика. При обычно ярком и многоцветном решении орнаментального ажура, как бы затягивающего стены сплошным ковром со сложной игрой форм и красок, интерьеры получают дематериализованный образ.
|
|
«В Сирии и Палестине первые мечети строились по образцу византийских храмов. Отделку интерьеров выполняли мастера из Византии, Персии и Индии. Стены покрывались мраморной инкрустацией, капители колонн были позолочены, а купол отделан мозаикой с видами архитектурных и природных пейзажей. В Египте мусульманское строительство получило особенно широкое и блестящее развитие. Мавританская архитектура Испании (Кордовский халифат) формировалась под влиянием зодчества Магриба, Сирии, Византии[17]. В этот период в Испании создаются великолепные архитектурные памятники, отличающиеся ярким своеобразием»[18].
Главная архитектурно-художественная реальность мечети в Кордове — ее интерьер. Фасадов, обладающих самоценной архитектурной композицией, здесь по сути нет. В окруженный портиками внутренний двор, размеры которого значительно меньше перекрытой части мечети, раскрывается огромный молитвенный зал, заставленный лесом колонн. Колонны, взятые из римских и византийских построек, несут двухъярусные аркады, причем опоры верхних арок установлены непосредственно на колонны.
Арки нижней части имеют подковообразное очертание, а в верхней — полуциркульное[19]. Клинчатая кладка аркад выполнена чередованием светлого камня и красного кирпича. Многолопастные арки здесь образуют затейливый переплетающийся контур, декоративный эффект которого усиливается благодаря чередованию в кладке светлых и орнаментированных камней.
Основным видом декора интерьера, как и в древнейшем периоде, была резьба по алебастру. Под влиянием ислама изобразительные сюжеты постепенно вытесняются орнаментальными, в которых растительные мотивы обычно стилизуются.
«Новым видом декора является также изразцовая мозаика, отличающаяся высоким качеством глазури и глубиной цвета[20]. В архитектурном орнаменте используется гирих (сложные геометрические узоры) и растительные мотивы с замысловатым сплетение листвы, цветов и спиралевидных завитков (Приложение. Рис.4). В монументальной каллиграфии появляется новая разновидность почерка дивани со скосом вертикальных элементов букв и свободной вязью их горизонтальных элементов»[21].
Развитие среднеазиатской архитектуры и искусства было прервано в начале XIII в. монгольским завоеванием. Захвативший власть и подчинивший себе соседних среднеазиатских феодалов Тимур в 70-е гг. XIV столетия создал огромную империю, столицей которой стал Самарканд.
Для эпохи Тимура характерно стремление к ошеломляющему величию и богатству архитектуры.
Крупнейшей культовой постройкой эпохи Тимура была соборная мечеть Биби-Ханым в Самарканде (1399—1404 гг.). Своими же размерами и величием, по замыслу Тимура, мечеть Биби-ханым должна была превзойти все предыдущие постройки мира.
В архитектурно-художественном образе интерьеров и фасадов комплекса мечети огромную роль играет активный цвет. В узорной кладке стен преобладают синие, голубые и белые изразцы с ромбовидными фигурами и религиозными надписями. Преобладающими элементами рельефа были розетки, которые крепились на гвоздях к штукатурке.
«Во второй половине 11 века полуостров Малая Азия был завоеван кочевыми племенами тюрок сельджуков. Художественная культура этого государства была связана одновременно с исламом и с традициями искусства завоеванной Византии и соседних стран — Ирана, Сирии, Армении. В монументальном строительстве большое участие принимали иноземные мастера. В области декоративного убранства интерьеров значительное влияние оказало среднеазиатское и арабское искусство»[22].
|
|
Декоративная отделка интерьеров включала большинство приемов, выработанных в Иране и Средней Азии. Стены орнаментировались цветными узорами и арабскими надписями. Растительные орнаменты составлялись из мозаики, выпиливаемой из плиток с использованием шаблона. Однотонные плитки иногда украшались накладными золотыми узорами[23].
Дополнительный декоративный эффект создавало также искусственное освещение интерьеров, низко свисающими со сводов многочисленными керамическими светильниками (чаще всего с круглым туловом и расширяющимся горлом).
В интерьерах устраивались стенные ниши, потолки часто облицовывались цветными узорными переплетениями черенков пальмовых листьев, а полы застилались циновками.
В мусульманских жилищах (в том числе во дворцовых) мебель не играла значительной роли, так как сидениями служили обычно ковры и подушки. Для сна использовались покрытые коврами и тканями софы. Вместо корпусной мебели использовалась мебель, встроенная в стенные ниши. Дверцы встроенных шкафов выполнялись в виде решетки с геометрическим орнаментом[24].
«Низкие и небольшие четырех, шести и восьмиугольные столы украшались резьбой, интарсией и инкрустацией (обычно с использованием перламутра).Предметами обстановки были также сундуки, ширмы, этажерки, пюпитры для Корана, иногда кресла) обычно без спинки с наклоненными во внешние стороны подлокотниками, отдаленно напоминающие древнеримские складные табуреты)»[25].
Элементами декоративной отделки мебели и различных частей интерьера служили геометрические и стилизованные флоральные орнаменты, архитектурные мотивы (колонны, арки, сталактитовые своды), а также точеные детали. Для обивки мебели кроме тканей и ковров использовалась тисненая кожа, иногда с позолотой[26].
|
|
Красочными расписными орнаментами с золотыми узорами покрыт кессонированный потолок портика. На стенах наряду с орнаментом помещались изобразительные сюжеты. Интерьеры дворца украшались также коврами и тканями, производство которых в Иране XVI—XVII вв. переживало необычайный расцвет и которые пользовались мировой известностью. В рисунке тканей наряду с растительным орнаментом и надписями также присутствовали фигурные изображения, близкие по характеру к миниатюре того времени.
Лирические нотки и дематериализующий эффект в образ предметно-пространственной среды вносит вода, бьющая тонкими сверкающими струйками фонтанов.
В качестве основных отделочных материалов в интерьерах дворца использовались различный по цвету камень, в том числе мрамор, люстровые керамические облицовки и мозаики, раскрашенный алебастр. Мотивами орнаментов были арабески из геометрических и стилизованных флоральных элементов, создающих причудливые переплетения, и вязь арабских надписей. В колористической гамме декора преобладали голубой и красный цвета, а также золото.