Классификация по соотношению воспитательного мероприятия и коллективного творческого дела (КТД)

Экологической направленности в учреждениях дополнительного образования»

(Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

СОСТАВИТЕЛЬ:

Григорьева Е.В. – методист

Содержание:

Введение…………..………………………………………………………………3

1.Современные подходы к планированию и проведению воспитательных мероприятий….………………………………………………………………….4

2.Методика подготовки и проведения воспитательных мероприятий………..7

3.Коллективное творческое дело……………………………………………….15

ЦЕЛЬ: Ознакомить педагогов дополнительного образования с современными подходами к планированию и проведению воспитательных мероприятий.

Пояснительная записка

Предлагаемая методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования. В работе дается понятие воспитательного мероприятия, его сущность, структура, требования, предъявляемые к проведению мероприятия, методические рекомендации по проведению бесед, конкурсов, игр, упражнений по поступкам. Раскрывается сущность коллективного творческого дела, как формы организации воспитательной работы. Приводятся примеры проведения воспитательных мероприятий и коллективных творческих дел.

Введение

Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. Современное дополнительное образование детей имеет значительные возможности в плане наполнения досуга детей социально значимым содержанием. На это нацелены обе его составляющие – и образовательная, и собственно культурно-досуговая деятельность. При этом образовательная деятельность выполняет прежде всего познавательную и ориентационную функции, культурно-досуговая деятельность – рекреационную и коммуникативную. В то же время оба вида деятельности создают реальные возможности для самопознания, самоопределения, самореализации ребенка, правда, делают они это разными способами. Специфика культурно-досуговой деятельности заключается в организации и проведении ряда воспитательных и коллективных творческих дел - фестивалей, конкурсов, соревнований, тематических дней и недель, вечеров, экскурсий и т.п. Сегодня типичным для практики является организация культурно - досуговой деятельности на основе простого планирования массовых мероприятий (дел).

I. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Воспитательное мероприятие – это определенный отрезок времени педагогического процесса, своеобразный по назначению, конструкции и содержанию; совокупность действий воспитателя и воспитанника для достижения конкретных результатов в образовании, развитии и формирования личности последнего руководителя.

Сущность воспитательного мероприятия заключается в том, что воспитанники приобретают определенные знания, умения и навыки. Учатся оценивать окружающий мир, воспринимают определенную систему отношений к окружающей действительности, побуждаются к деятельности, действию. Воспитательные мероприятия проводятся во время занятия в объединении и во внеурочное время.

Формы проведения воспитательных мероприятий разнообразны. Это устные журналы, беседы, лекции, экскурсии, творческие вечера, встречи с интересными людьми, турниры, акции милосердия, солидарности, живая газета, диспуты, концерты, интеллектуальные, экологические, развлекательные и другие игры, моделирование ситуации встречи в музыкальной (театральной…) гостиной, выставки, посещение театра и многое другое.

Существуют воспитательные мероприятия больше направленные на формирование сознания, это беседы, лекции, диспуты, экскурсии, игры и др.

Воспитательные мероприятия, направленные на развитие чувств - это конкурсы, турниры, викторины, концерты и др.

Мероприятия, направленные на формирование поведения: упражнения в поступках, моделирование ситуаций, школа человечности и др.

Различают воспитательные мероприятия по педагогическим методам:лекции, беседы, упражнения в поступках, практикумы и др.

По структуре организации:деловые игры, уроки нравственности(вежливости), школа человечности, субботники и др.

Позадачам воспитания:воспитательные мероприятия, мероприятия нравственной направленности, мероприятия эстетической направленности, мероприятия трудовой направленности, мероприятия экологической направленности, мероприятия познавательной направленности и др.

Классификация по соотношению воспитательного мероприятия и коллективного творческого дела (КТД)

Мероприятия, нацеливающие на новые КТД Мероприятия, подкрепляющие КТД Мероприятия, обобщающие
Беседа о родном крае – КТД забота о памятных местах родного города КТД Выполнение поручений подкрепляется беседами о культуре поведения, о порядке и дисциплине Серия КТД – подведение итогов, как изменились учащиеся

Структура воспитательного мероприятия:

1. Подготовительный этап (определение цели, задач, содержания, формы воспитательного мероприятия, подбор фактического материала, технического оснащения, подготовка аудитории и др.)

2. Проведение воспитательного мероприятия (как правило, состоит из трех этапов: начала, основной части и финала);

3. Подведение итогов, анализ (вместе с учащимися, а затем без них – особенно педагогический анализ).

Основные компоненты подготовки к воспитательному мероприятию:

1. Диагностика интересов и склонностей школьников;

2. Планирование воспитательного мероприятия;

3. Подбор фактического материала.

Продолжительность воспитательного мероприятия зависит от возраста учащихся:

- в младших классах она составляет от 20 до 30 минут,

- в старших классах – до полутора часов.

Позиция педагога также определяется возрастом и уровнем развития воспитанников:

В младших классах педагог чаще всего сам готовит воспитательные мероприятия, привлекая к его проведению ребят;

В средних и старших классах педагог старается как можно больше функций переложить на плечи школьников.

Педагог выступает в роли старшего товарища, консультанта, оставаясь при этом главным, ответственным лицом за результат воспитательного мероприятия.

К воспитательному мероприятию предъявляется ряд требований:

(1 вариант)

- система воспитательных мероприятий должна быть ориентиром в планировании каждого из них;

- осуществление отбора актуального и необходимого содержания;

- зависимость логики построения воспитательного мероприятия от конкретных задач, уровня подготовки самого воспитателя и воспитанников;

- учет дальнейшей учебной и внеучебной деятельности школьников;

- анализ и самоанализ педагогом и воспитанниками своей деятельности.

(2 вариант)

1. Четкая формулировка и понимание педагогической цели мероприятия. Цель должна быть комплексной (обучение, воспитание, развитие).

2. Планирование этапов мероприятия.

3. Организация подготовки в соответствии с поставленной целью.

4. Определение оптимального воспитательного материала с учетом основных принципов вспитания на современном этапе.

5. Выбор наиболее рациональных методов и приемов воспитания на каждом этапе.

6. Четкость мероприятия, оптимальный темп, ритм.

7. Гибкость и широта воспитательного маневра.

8. Наличие элемента неожиданности, «изюминки».

9. Разнообразие и творческий характер деятельности школьников.

10. Взаимосвязь этапов.

11. Связь мероприятий с предыдущими и последующими формами занятий (школьными, классными, с уроками).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: