Экологической направленности в учреждениях дополнительного образования»
(Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)
СОСТАВИТЕЛЬ:
Григорьева Е.В. – методист
Содержание:
Введение…………..………………………………………………………………3
1.Современные подходы к планированию и проведению воспитательных мероприятий….………………………………………………………………….4
2.Методика подготовки и проведения воспитательных мероприятий………..7
3.Коллективное творческое дело……………………………………………….15
ЦЕЛЬ: Ознакомить педагогов дополнительного образования с современными подходами к планированию и проведению воспитательных мероприятий.
Пояснительная записка
Предлагаемая методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования. В работе дается понятие воспитательного мероприятия, его сущность, структура, требования, предъявляемые к проведению мероприятия, методические рекомендации по проведению бесед, конкурсов, игр, упражнений по поступкам. Раскрывается сущность коллективного творческого дела, как формы организации воспитательной работы. Приводятся примеры проведения воспитательных мероприятий и коллективных творческих дел.
|
|
Введение
Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. Современное дополнительное образование детей имеет значительные возможности в плане наполнения досуга детей социально значимым содержанием. На это нацелены обе его составляющие – и образовательная, и собственно культурно-досуговая деятельность. При этом образовательная деятельность выполняет прежде всего познавательную и ориентационную функции, культурно-досуговая деятельность – рекреационную и коммуникативную. В то же время оба вида деятельности создают реальные возможности для самопознания, самоопределения, самореализации ребенка, правда, делают они это разными способами. Специфика культурно-досуговой деятельности заключается в организации и проведении ряда воспитательных и коллективных творческих дел - фестивалей, конкурсов, соревнований, тематических дней и недель, вечеров, экскурсий и т.п. Сегодня типичным для практики является организация культурно - досуговой деятельности на основе простого планирования массовых мероприятий (дел).
I. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Воспитательное мероприятие – это определенный отрезок времени педагогического процесса, своеобразный по назначению, конструкции и содержанию; совокупность действий воспитателя и воспитанника для достижения конкретных результатов в образовании, развитии и формирования личности последнего руководителя.
|
|
Сущность воспитательного мероприятия заключается в том, что воспитанники приобретают определенные знания, умения и навыки. Учатся оценивать окружающий мир, воспринимают определенную систему отношений к окружающей действительности, побуждаются к деятельности, действию. Воспитательные мероприятия проводятся во время занятия в объединении и во внеурочное время.
Формы проведения воспитательных мероприятий разнообразны. Это устные журналы, беседы, лекции, экскурсии, творческие вечера, встречи с интересными людьми, турниры, акции милосердия, солидарности, живая газета, диспуты, концерты, интеллектуальные, экологические, развлекательные и другие игры, моделирование ситуации встречи в музыкальной (театральной…) гостиной, выставки, посещение театра и многое другое.
Существуют воспитательные мероприятия больше направленные на формирование сознания, это беседы, лекции, диспуты, экскурсии, игры и др.
Воспитательные мероприятия, направленные на развитие чувств - это конкурсы, турниры, викторины, концерты и др.
Мероприятия, направленные на формирование поведения: упражнения в поступках, моделирование ситуаций, школа человечности и др.
Различают воспитательные мероприятия по педагогическим методам:лекции, беседы, упражнения в поступках, практикумы и др.
По структуре организации:деловые игры, уроки нравственности(вежливости), школа человечности, субботники и др.
Позадачам воспитания:воспитательные мероприятия, мероприятия нравственной направленности, мероприятия эстетической направленности, мероприятия трудовой направленности, мероприятия экологической направленности, мероприятия познавательной направленности и др.
Классификация по соотношению воспитательного мероприятия и коллективного творческого дела (КТД)
Мероприятия, нацеливающие на новые КТД | Мероприятия, подкрепляющие КТД | Мероприятия, обобщающие |
Беседа о родном крае – КТД забота о памятных местах родного города | КТД Выполнение поручений подкрепляется беседами о культуре поведения, о порядке и дисциплине | Серия КТД – подведение итогов, как изменились учащиеся |
Структура воспитательного мероприятия:
1. Подготовительный этап (определение цели, задач, содержания, формы воспитательного мероприятия, подбор фактического материала, технического оснащения, подготовка аудитории и др.)
2. Проведение воспитательного мероприятия (как правило, состоит из трех этапов: начала, основной части и финала);
3. Подведение итогов, анализ (вместе с учащимися, а затем без них – особенно педагогический анализ).
Основные компоненты подготовки к воспитательному мероприятию:
1. Диагностика интересов и склонностей школьников;
2. Планирование воспитательного мероприятия;
3. Подбор фактического материала.
Продолжительность воспитательного мероприятия зависит от возраста учащихся:
- в младших классах она составляет от 20 до 30 минут,
- в старших классах – до полутора часов.
Позиция педагога также определяется возрастом и уровнем развития воспитанников:
В младших классах педагог чаще всего сам готовит воспитательные мероприятия, привлекая к его проведению ребят;
В средних и старших классах педагог старается как можно больше функций переложить на плечи школьников.
Педагог выступает в роли старшего товарища, консультанта, оставаясь при этом главным, ответственным лицом за результат воспитательного мероприятия.
К воспитательному мероприятию предъявляется ряд требований:
(1 вариант)
- система воспитательных мероприятий должна быть ориентиром в планировании каждого из них;
|
|
- осуществление отбора актуального и необходимого содержания;
- зависимость логики построения воспитательного мероприятия от конкретных задач, уровня подготовки самого воспитателя и воспитанников;
- учет дальнейшей учебной и внеучебной деятельности школьников;
- анализ и самоанализ педагогом и воспитанниками своей деятельности.
(2 вариант)
1. Четкая формулировка и понимание педагогической цели мероприятия. Цель должна быть комплексной (обучение, воспитание, развитие).
2. Планирование этапов мероприятия.
3. Организация подготовки в соответствии с поставленной целью.
4. Определение оптимального воспитательного материала с учетом основных принципов вспитания на современном этапе.
5. Выбор наиболее рациональных методов и приемов воспитания на каждом этапе.
6. Четкость мероприятия, оптимальный темп, ритм.
7. Гибкость и широта воспитательного маневра.
8. Наличие элемента неожиданности, «изюминки».
9. Разнообразие и творческий характер деятельности школьников.
10. Взаимосвязь этапов.
11. Связь мероприятий с предыдущими и последующими формами занятий (школьными, классными, с уроками).