Упражнение в поступках

Упражнение в поступках – это выполнение определенных действий с целью выработки и самосовершенствования умений и навыков. Детей необходимо упражнять в усвоении нравственных норм так же, как мы упражняем их при обучении письму, счету и др.

Выделяют несколько групп упражнений.

Упражнения первой группы строятся на основе детского воображения, когда необходимо представить свое возможное поведение в конкретной ситуации. Ш.А. Амонашвили предлагает детям такие задания: «Вообрази, что ты герой рассказа. Что бы ты делал? Напиши об этом рассказ… Поговори со своей совестью, прислушайся, что она тебе подсказывает, напиши или расскажи мне «по секрету» и др.

Упражнения второй группы могут иметь форму ролевой игры, когда обучающиеся разыгрывают по ролям предложенную им ситуацию. В нашем понимании ролевая игра больше формирует качества, которые проявляются в отношении, в то время как деловая игра формирует сознание и поведение, имеет в результате конкретный продукт деятельности.

В упражнениях третьей группы используется метод коллизий, когда школьник совершает тот или иной поступок в реальной действительности (в школе, в объединении, на улице, дома). Условия для этого реального поступка целенаправленно создаются педагогом.

1. Игра.

Игра – это деятельность, направленная на сам процесс игры и воспроизводящая в доступной форме другие виды деятельности.

Опыт проведения воспитательных игр позволяет сформулировать следующие условия их эффективности:

-актуальность и реальность игры;

- каждый школьник должен быть участником (нет артистов и зрителей);

-необходимо наличие группы экспертов, которые анализируют ход и результаты игры.

Игры проводятся в несколько этапов.

Этап 1. Подготовительный этап. Определение цели, задач игры. Выбор содержания (программы) игры, исходя из актуальности задач.

Педагог должен способствовать формированию у школьников умений, навыков, накоплению социального опыта. Содержание игр может быть самое разнообразное: игры могут быть познавательными, спортивными, нравственными, экологическими, трудовыми и др.

Название игры обычно отражает ее форму и содержание («Угроза живому на Земле», «Здоровье», «Если хочешь быть здоров – выходи играть во двор». «Патриот России», «Безбилетный пассажир»).

Подбор необходимого фактического материала. Техническая подготовка к игре. Оформление игры.

Этап 2. Проведение игры.

1. Психологический настрой (цель, суть, программа).

2. Создание (при необходимости) микрогрупп; распределение обязанностей (ролей) между микрогруппами и внутри них.

3. Назначение экспертов и их инструктаж.

4. Работа в микрогруппах (или выполнение индивидуальных заданий).

5. Выступление каждой микрогруппы или отдельного участника игры: высказывание мнений, проигрывание ситуаций и т.п.

6. Анализ экспертами различных позиций, точек зрения, действий участников и др.

Этап 3. Подведение итогов игры

1. Что получилось / не получилось, почему?

2. Планы на будущее.

Диспут.

Диспут – это публичный спор на определенную тему. Проведение диспутов способствует воспитанию активности и творческого отношения молодежи к важнейшим событиям и явлениям нашей жизни. Свободный обмен мнениями заставляет школьников глубже, всесторонне осмыслять окружающую действительность, а так же подвергать анализу свои взгляды и убеждения.

Диспут – это форма работы, позволяющая в процессе дискуссии отстаивать правильную позицию, открыто бороться с ошибочными взглядами, что формирует принципиальность, стойкость убеждений. По содержанию диспуты можно условно разделить на нравственно – этические, общественно – политические, эстетические, профессиональные. Чаще всего они проводятся со старшеклассниками или со старшими подростками.

Лучше проводить диспут в специально выбранном месте (зале, школьном музее и т.д.) Если диспут проходит в классной комнате то ее следует оформить плакатами, правилами ведения спора и т.п.

Подготовка к диспуту включает следующие этапы:

1) выбор темы, ее утверждение. Можно провести анкетирование, предложить ребятам ответить на вопросы: какие проблемы, которые ты знаешь, как разрешить, тебя особенно волнуют? О чем бы ты хотел поспорить, поговорить откровенно с товарищами? и др. Примерными темами диспута могут быть: «Что значит быть современным?», «С чего начинается зрелость?», «Опасное пристрастие и падение личности», «Умение жить – что это значит» и др.

2) формирование вопросов к выбранной теме, рекомендуется сформулировать три-четыре вопроса, при этом важно, чтобы они звучали проблематично, например: Существуют ли критерии современного человека? Быть современным – значит быть модным? Согласны вы с таким утверждением? и т.п.;

3) собственно подготовительный период, главной задачей которого является изучение мнения коллектива по выдвинутым вопросам. Он включает в себя следующие моменты:

- анкетирование по вопросам диспута;

- составление анкетных карточек, противоположных по мнению (с них можно начать диспут - зачитать одну, потом другую, попросить каждого доказать свое мнение по поводу выделенных точек зрения);

- изучение учащимися рекомендованной литературы;

- инсценирование будущего диспута.

За несколько дней до диспута рекомендуется собрать несколько самых активных учащихся объединения для выяснения их мнения по вопросам диспута. Не навязывая своего мнения, педагог просит школьников подготовить более тщательно свои выступления для того, чтобы на диспуте они дали толчок для начала общего спора.

Ход диспута. Перед началом диспута может прозвучать музыкальное произведение или стихотворение. Ведущим диспута на наш взгляд, должен быть авторитетный взрослый.

В структуре диспута можно выделить три части:

1) вступительное слово ведущего. В этой части можно так же повторить еще раз правила диспута, которые ха 2-3 дня вывешиваются вместе с объявлением;

2) спор – столкновение мнений, их защита. Главная задача ведущего на этом этапе – все время держать спор в «русле», при необходимости «подливать масло в огонь» или наоборот;

3) заключительное слово ведущего – обобщение выводов, сделанных в ходе диспута, анализ коллективных находок, аргументирование правильных положений (не задевая самолюбия тех, кто заблуждался), обобщение по теме (не навязывая своего мнения).

После диспута организуется заключительная встреча, целью которой является коллективный анализ замысла и реализации проведенного мероприятия и результатов осуществления задуманного.

Психолого - педагогические требования к диспуту:

1. Выбор темы, ее правильная формулировка, как правило, в форме вопроса, постановки проблемы (принимают участие и сами школьники).

2. Составление плана подготовки и проведения диспута, которые включает в себя: определение количества вопросов (5-6), распределение поручений по подготовке (выбор ведущих, подбор содержания материала для обсуждения, изучение рекомендованной литературы, индивидуальные и групповые беседы с учащимися, ведущим, подготовка выставки книг по теме, выпуск стенной газеты, написание сочинений, анкетирование, оформление помещения для проведения диспута). Подготовка ведется около месяца. Необходимо выбрать конфликтную группу для «подзадоривания выступающих» и «столкновения» мнений.

Особое значение приобретает содержание и форма объявления (красочность, броскость, четкость вопросов для обсуждения задания), обращение к ребятам: «Что ты думаешь о…?», «Давайте поспорим на тему…».

Подготовка помещения предусматривает обязательное наличие афоризмов, пословиц, поговорок, высказываний выдающихся деятелей по обсуждаемой проблеме.

Необходимо красочно оформить правила диспута:

1. Диспут – это борьба мнений.

2. Прежде чем спорить, думай, о чем будешь спорить.

3. Начиная спорить, явно выскажи свои положения, которые будешь защищать, доказывая свою правоту, для доказательства приводи точные бесспорные факты.

4. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих оппонентов.

5. Имей мужество признать правоту своего противника и оппонента.

6. Заканчивая выступление, сделай вывод.

7. Умей слушать и уважай мнение другого.

8. Не используй критику для личных счетов.

Могут быть предложены девизы диспута:

- «Поведение – зеркало, в котором каждый показывает свой облик» (Гете);

- «Говори о том, что тебе ясно, иначе молчи» (Л.Толстой);

- «равнодушие – это паралич души» (А.Чехов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: