Методическая разработка урока в 11 классе по теме

«Экологические правонарушения

Кожевникова Ю.В., учитель истории и обществознания,1кв. кат. МАОУ «СОШ №19» г. Северодвинска

и способы защиты экологических прав»

Фомина А.А., учитель биологии, 1 кв. кат. МАОУ «СОШ №19» г. Северодвинска

Цель урока: рассмотреть основные правонарушения в области взаимодействия общества и окружающей среды, актуальность и последствия экологических правонарушений для природы Архангельской области и способы защиты экологических прав.

Задачи урока:

1. Способствовать формированию научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду, ознакомить учащихся с различными способами защиты экологических прав;

2. Рассмотреть виды экологических правонарушений, актуальность и последствия для природы Архангельской области.

3.  Раскрыть основные меры эколого-правовой ответственности.

На протяжении всей истории человечества преобладающим был взгляд на природу как на неисчерпаемую кладовую, а не как на предмет заботы и охраны. И в наши дни, несмотря на многочисленные исследования, показавшие тесную связь между мерами по охране окружающей среды и качеством жизни человека, поведение подавляющего большинства людей остается на уровне потребительского отношения к природе.

К числу субъективных факторов, влияющих на состояние окружающей среды, следует добавить еще два – экологическое невежество и экологический нигилизм. Невежество проявляется в незнании законов взаимодействия человека и среды, а нигилизм – в нежелании руководствоваться этими законами, как в экономической деятельности, так и в быту.

Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Можем ли мы с вами повлиять на состояние окружающей среды?

Тема нашего урока «Экологические правонарушения и способы защиты экологических прав».

Чтобы говорить об экологических правонарушениях, давайте вспомним, что такое экология? Экологическая ситуация?

Когда мы говорим об экологической ситуации, мы часто используем термин «Окружающая среда». Давайте вспомним, что это такое?

Одним из основных международных документов по вопросам экологии является Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. В качестве принципа № 1 Декларация провозгласила: «Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой».

Наша Конституция в статье 42 закрепила экологические права граждан: право на благоприятную среду, право на достоверную информацию о состоянии среды, право на возмещение в полном объеме ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Закон «Об охране окружающей среды» закрепляет за гражданами возможность различными способами защищать свое право на здоровую окружающую среду. Они имеют право: обращаться в органы власти с жалобами, заявлениями, предложениями, создавать общественные объединения для охраны окружающей среды, принимать участие в собраниях, митингах, акциях, предъявлять иски о возмещении вреда, обращаться в Европейский суд по правам человека.

Вполне очевидно, что без определенных экологических обязанностей нельзя обеспечить экологические права. Конституция РФ (ст. 58) и весь комплекс нашего экологического законодательства обязывает каждого гражданина охранять природу, бережно использовать природные богатства.

Экологические правонарушения являются одной из главных причин деградации окружающей среды. Количество таких правонарушений в нашей стране настолько велико, что многими оценивается как угроза национальной безопасности.

Давайте вспомним, что такое правонарушение? Каковы признаки правонарушения?

Экологическое правонарушение – это общественно опасное вредное виновное деяние, нарушающее нормы законодательства об охране окружающей среды.

Сформулируйте признаки экологического правонарушения.

Среди экологических правонарушений можно выделить: несанкционированные свалки, истощение недр и почв, порча природных объектов, браконьерство, лесные пожары, загрязнение, незаконная вырубка леса, строительство объектов в природоохранной зоне.

Даем задания группам: В каждой группе есть специалист – эколог, которому было дано задание найти информацию по определенной экологической проблеме. (1 группа – незаконная вырубка леса, 2 группа – несанкционированные свалки, 3 группа – незаконный вылов рыбы)

У вас на столах есть статьи нормативно-правовых документов по данным правонарушениям. (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, Закон об охране окружающей среды, Закон Российской Федерации "О недрах" от 14.06.2012, Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ)

Ваши задачи:

1. Выявить актуальность данной проблемы для нашей области.

2. К каким последствиям для окружающей среды может привести данная проблема.

3. Определить вид юридической ответственности и вид наказания в соответствии с законом за данное экологическое правонарушение.

4. В какие органы власти, по вашему мнению, следует обращаться гражданам, обнаружившим данное экологическое правонарушение.

Затем мы приступим к обсуждению экологических проблем. От каждой команды будет выступать 2 человека: эколог и юрист. Эколог озвучит актуальность проблемы для Архангельской области, а юрист – оценит экологическую проблему с точки зрения закона.

Итак, давайте подведем итоги работы:

· Изученные экологические проблемы актуальны для нашей области.

· Любое экологическое правонарушение негативно влияет на состояние окружающей среды

· В нашей стране сложилась целая система норм права, регулирующих охрану окружающей среды.

· За экологические правонарушения виновные несут ответственность в соответствии с законом.

· Главные способы защиты экологических прав:

ü Самозащита;

ü Защита с помощью государственных институтов, или государственная защита.

Закончить наш сегодняшний урок мы хотели бы фразой российского писателя и педагога Антона Лигова «Розы прививают любовь к природе, а шипы – уважение». Дома напишите в тетради, как эта цитата соотносится с темой нашего урока.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: