Материал для самостоятельной подготовки

1. Определите происхождение соотносительных элементов в предлагаемых парах слов.

 

Резать – разить, покой – опочивальня – каяться, пятка – запнуться – (знаки) препинания, стол – застилать – стелить, битва – бой – бьют, напрячь – упругий, зодчий – созидать – здание, облекать – наволочка – облачко, ночёвка – ночую, посольство – посылка – пошлют, стыд – стынуть – стужа, льнуть – прилипать, мука – мягкий, растение – росток – выращивание.

 

2. Дайте исторический комментарий.

 

 Оро ш ение, м е р ц ать, коли че ство, л ь ст ец, говя ж ий, и с пе щ р ё нный, выл епл енный, в е л ь мо ж а, пи щ а, и щ у, ку пл я, выпу щ у, поме щ ение, гу щ а, в о пло щ ать, подви ж ник, ж дать, с о пров ожд ать, ма ч еха, посе щ ать, ро щ а, д ощ атый, су ще ство, про хож ий, п оющ ий, пор ч а, и з немо ч ь, ла кать, кипя чё ный, дро ж ать, л еч ь, запр ещ ать, пло щ адь, защи щ ать, ро спись, ло ктевой, п ре ступник, уг олов ник, г ла варь, б оро зда, п ре дмест ь е, п ере р ыв, о бле кать, от я го щ ать, в ре м я нка.

 

3. Определите в словах фонетические приметы южнославянского и восточнославянского происхождения. Укажите особенности лексического значения и стилистической окраски каждого слова в генетически соотносительных парах.

 

Просвещать – просвечивать, подтверждать – затверживать, поглощённый – проглоченный, отвращать – отворачивать, преграждать – перегораживать, ночь – всенощная, упреждать – опережать, обращение – оборачивание, возбуждённный – разбуженный, священный - свячёный (кулич), висячий – висящий, повреждать – обезвреживать, досаждать - досажу, вождь – вожак, дщерь – падчерица, ограждать – огораживать, нужда – нужный, междометный – межпредметный, прежде – опережать, надежда – надёжа (фолькл., поэт.), одежда – одёжный, будучи ( дееприч .) – будущий, учреждать – учрежу.

4. Дайте исторический комментарий выделенных явлений.

 

Как материал сл о«в есности язык сл а«в яно-русский и«м еет н½ е оспоримое п р«е в½ о½сх½о½д ство п р«е½д ½ ½ в½с еми европейскими: судьба его б½ ы ла ч р«е звы½ ч айно с«ч ас ½т лива. В XI веке дре ½в½ ний гре½ ч ес½ к ий язык вдру ½г о т ½ кр½ ы л ему свой лексикон, с½ о кр о«в ищни½ ц у гармонии, дар о«в ал ему законы о б½ думанной своей грамматики, свои п р«е кра½ с½н ые о½ бо«ро ты, в ½е ли½ ч½е ственное т½ е½ч ение р ½е½ч и, сл о«в о½ м – усын о«в ил его, и½ з бавя та½ к и½ м образ½ о½м о½т медленных усов½ е р½ ш енствований в р«е м е«н и.

А.С. Пушкин

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ

Часть 1.ФОНЕТИКА

 

Порядок выполнения

 

Перепишите текст (очень свободно, располагая каждую строчку через 2-3 см.). В дальнейшем анализ ведётся над каждым словом.

Проанализируйте фонетические особенности текста в следующем порядке:

I. Отражение фонетических процессов, происходивших в праславянский период:

1. Результаты утраты квантитативного различия гласных.

2. Упрощение групп согласных в результате действия закона восходящей звучности (далее – ЗВЗ).

3. Следствия действия закона открытого слога (далее – ЗОС):

- результаты изменения дифтонгов;

- результаты изменения дифтонгических сочетаний с носовыми;

- результаты изменения дифтонгических сочетаний с плавными.

4. Следствия действия закона слогового сингармонизма (далее – ЗСС):

- результаты первой, второй и третьей палатализаций;

- результаты смягчения согласных перед *j и смягчения *gt, *kt.

II. Отражение фонетических изменений, происходивших в восточнославянском и старорусском языках:

1. Определить слова, в которых раннее были сверхкраткие.

2. Указать следствия падения сверхкратких:

- беглость гласных (первая, вторая, по аналогии);

- слова со вторым полногласием;

-  оглушение согласных в абсолютном конце слова;

- слова с фонемами <ф>, <ф’>;

- ассимиляция согласных по твёрдости/мягкости;

- ассимиляция согласных по глухости/звонкости;

- ассимиляция по способу образования;

- диссимиляция согласных;

- упрощение групп согласных;

- сочетание согласных, невозможных до падения сверхкратких;

- отвердение губных на конце слова;

- отпадение конечного -л;

- явления аналогии.

3. Выписать слова с графической фиксацией редукции гласных полного образования.

4. Объяснить случаи непереходного смягчения <г>, <к>, <х>.

5. Охарактеризовать согласные, в которых произошли изменения в результате эволюции фонетической системы.

6. Отметить случаи перехода <Е> в <О>, а также отсутствия этого перехода.

7. Найти примеры письменной фиксации аканья.

III. Выводы по историческому комментарию явлений, зафиксированных в тексте современного русского литературного языка или восточнославянского и старорусского языков.

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ

 

Часть 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ЯВЛЕНИЙ, СОХРАНИВШИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: