ЭКЗАМЕН
по дисциплине ШРИФТЫ
Выполнил: студент гр. УГИ-283410
Шипова Мария
Проверил: ст. преподаватель Предеина Е.А.
Екатеринбург
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение……………………………………………………………………………...…3
2. Краткая история развития шрифта…………………………………………………4-6
3. Унциальное письмо…………………………………………………………………7-8
4. Задачи проекта и основные требования к изделию………………………………9-10
5. Приложение 1. Аналоги к проекту настольного органайзера на основе унциального письма ………………………………………………………………11-16
6. Приложение 2. Проект настольного органайзера на основе унциального письма……………………………………………………………………………17-21
7. Заключение……………………………………………………………………………22
8. Список литературы…………………………………………………………………23
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Шрифт - графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определённого размера и рисунка.
Основные требования, предъявляемые к алфавитам в промышленном дизайне:
Составление и включение в проектное задание перечня сообщений — первая стадия графического проектирования изделий. Чтобы перечисленные смыслы заговорили языком графики, их надо отобразить с помощью принятых в графике алфавитов. К ним относятся прежде всего шрифтовые, знаковые, цветовые алфавиты.
Шрифтовые (буквенно-цифровые) алфавиты существуют давно и хорошо разработаны. Имеются сводные описания такого рода алфавитов, где они приведены в разных рисунках и в разной плотности исполнения. Сравнительно редко дизайнеру приходится создавать рисунок алфавита самому. К этому следует прибегать в исключительных случаях. Проще и надежнее воспользоваться одним из имеющихся образцов, прибегая при необходимости к его модификации.
При выборе печатного исполнения рекомендуется соблюдать следующие основные условия: читаемость, уместность, гармоничность и смысловой акцент. Читаемость- четкость, ясность, простота графических форм. Общие факторы, влияющие на читаемость, таковы: шрифт, толщина и размер букв, длина строки, расстояние между словами, между строчками и между абзацами, цвет шрифта и фона, свободное пространство. Так, четкость существенно зависит от цвета шрифта и фона, на котором он расположен.
При нанесении на изделие технических данных, сообщения о способе обращения с ним приходится использовать стандартизованные, принятые для данной отрасли шрифтовые гарнитуры. Если эти гарнитуры не отвечают поставленным задачам, большинством отраслевых стандартов допускается использовать стандартные типографские шрифты.
|
|
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШРИФТА
История возникновения письменности уходит своими корнями в глубокую древность. Сложный и длительный путь претерпел рисунок знаков, прежде чем он превратился в алфавит.
Из истории мировой письменности известны четыре вида письма:
- пиктографическое
- идеографическое
- слоговое
- буквенно-звуковое.
Пиктографическое письмо
К наиболее раннему периоду относится пиктографическое (картинное, или рисуночное) письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей. В этот период одни и те же понятия изображались в рисунках различно, так как не было еще никакой системы письма. У разных племен были свои рисунки, которые вырезались на камне зубом акулы или другими приспособлениями. Возможно, что эти рисунки сочинялись заново по мере необходимости для каждой записи в процессе работы над изображением. Многие рисунки, дошедшие до нас, остались еще не разгаданными.
Идеографическое письмо
Значительно позже, в эпоху образования государств и развития торговли, в Китае и в Египте на смену пиктографическому письму пришло идеографическое, т. е. письмо при помощи идеограмм, а не букв. Одним письменным знаком обозначалось целое слово. Это уже была система графических форм, поскольку последовательность знаков соответствовала порядку слов в речи. Предметы изображались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями: птица, зверь и т. д.
Слоговое письмо
Позднее появилось слоговое письмо, в котором знаками обозначались слоги. Слоговым письмом древние египтяне писали на папирусе — писчем материале из стеблей тростника. Папирус свертывали в свитки, чтобы он не ломался. Надписи делали очень старательно и медленно. Слоговое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки (клинопись и египетские иероглифы). Виды этого письма существовали много веков у народов Древнего Востока и в странах Восточной Азии — Японии, Китае, Корее.
Буквенно-звуковое письмо
Буквенно-звуковое письмо появилось во втором тысячелетии до н. э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы). Причем знаки в зависимости от произношения могли по-разному передавать звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь. С течением времени графические знаки усовершенствовались, на смену одним приходили другие, более простые по форме, передающие новое значение. Появившаяся буквенно-звуковая система стала основой для письменности многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение и в фонографическом составе их алфавитов. Каждый язык стабилизировался на определенном количестве знаков, составляющих алфавит. Первых алфавитов дошло до нашего времени немного. В зависимости от специфики языка в алфавитах разных народов получилось различное количество букв, например: в современном итальянском — 21, в русском — 33, в чешском — 39, в армянском — 39.
Каждый алфавит (шрифт) представляет собой систему графем и имеет свои закономерности в построении и развитии. Первым алфавитом в Европе был буквенно-звуковой алфавит, который появился около XI века до н. э. Он был создан финикийцами и явился прообразом многих алфавитов мира. От финикийцев алфавитное письмо перешло к грекам (VII - VIII вв. до н. э.) Предполагается, что структура графем исторически связана с иероглифическими изображениями, что подтверждается также исходными наименованиями некоторых букв греческого алфавита.
|
|
Древнегреческий шрифт
Древнегреческий шрифт весьма прост и выразителен. Он построен с помощью линий, образующих геометрические формы: квадрат, круг, треугольник. Предполагается, что от греческого алфавита (возможно, через посредство этрусского) произошло латинское письмо — письмо древних римлян (III в. до н. э.). В дальнейшем латинское письмо стало международным. Самый древний почерк латинского письма носит название «капитальное письмо» (I - V вв.) или «капитальный шрифт». Надписи этим шрифтом выполнялись на папирусных свитках и пергаментных кодексах (деревянных книгах). На папирусе писали тростниковым пером, а на пергаменте — гусиным, на каменных плитах буквы высекались. Капитальное письмо было двух видов: квадратное (красивое, монументальное) рустичное («деревенское») Квадратное письмо носило геометрический характер: все буквы вписывались в квадрат;
Рустичное письмо отличалось некоторой простотой и свободой исполнения, буквы имели декоративную ромбовидную форму. Для более быстрого написания текста появился шрифт «курсив» (в переводе с латинского — «наклонный»). Его буквы значительно упростились, но несколько потерялась четкость и красота, а следовательно, удобочитаемость. Для переписки литературных текстов к IV в. сформировался так называемый унциал, имеющий буквы искривленной формы.
Унциал просуществовал до IX в. Он представлял собой спокойное величественное письмо с характерными округлыми формами. Его буквы как бы сплетались плавными линиями пера. Закругленность букв способствовала быстроте написания.
В VII - IX вв. появляется шрифт полуунциал. Буквы полуунциала имели удлинения сверху и снизу. Этот шрифт был переходным к курсивному минускульному письму.
«Минускул» в переводе с латинского — «маленький». Минускул широко применяется в Западной Европе. Писали тогда на восковых табличках. Затем в IX в. получили дальнейшее развитие варианты каллиграфических шрифтов.
|
|
Римское письмо
Римское письмо было неудобочитаемым, потому что оно выполнялось без интервалов между словами. Буквы текста скорее вычерчивались, чем писались. В эпоху средневековья письмо было привилегией писцов, которые придавали немалое значение красоте букв в тексте. К VII в. первоначальный минускул изживает себя, претерпевает изменения и получает свое завершение в каролингском письме, названном в честь правления во Франции династии Каролингов. К концу XI в. каролингский минускул господствовал во многих странах Западной Европы. В конце XI — начале XII в. стал складываться новый по форме букв шрифт с острыми штрихами под названием готический. Он существовал в эпоху господства готики в архитектуре и искусстве.
Готический шрифт получил широкое распространение по всей Европе — в Германии, Франции, Англии и др. Этот шрифт явился новой ступенью в развитии латинской письменности. В XIV в. в Италии, во Франции, появляются образцы так называемого гуманистического письма, ничего общего не имеющего с готическим шрифтом. Этот шрифт по времени совпал с эпохой Возрождения, и поэтому его еще называют ренессанс-антиква. Исследованию и графической обработке этого шрифта придавали значение известные художники и ученые эпохи Возрождения. Они стремились придать шрифту строгую логическую и математическую обоснованность, варьируя форму и пропорции букв.
С возникновением книгопечатания произошел исторический перелом в развитии шрифтов. Образцами для изготовления типографских шрифтов (гарнитур) стали рукописные шрифты. Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг изобрел способ печатания книг. Первые его книги печатались готическим шрифтом, поскольку антиква у немцев распространения не имела. Первые правила по построению латинского шрифта были опубликованы в 1509 г. Лукой Пачоли, учеником Леонардо да Винчи. Пачоли предлагал строить буквы на основе квадрата, используя для этого его диагонали и вписанную в него окружность. Однако шрифт получался малодинамичным и однообразным. Немецкий художник и геометр Альбрехт Дюрер создал образец своего варианта латинского шрифта. Он также брал за основу формы буквы квадрат, стороны которого делил на 10 равных частей, и строил сетку, состоящую из квадратов. За толщину основного штриха брал размер шириной одной клетки, толщину соединительных штрихов тоньше основных на одну треть. Его шрифт достаточно контрастный и интереснее, чем у Пачоли. В 1529 г. Жофруа Тори разработал свой образец шрифта, взяв за основу конструкции букв также квадрат. Его шрифт построен весь с помощью чертежных инструментов, отличается от шрифта Дюрера меньшей контрастностью и некоторой монотонностью.
В эпоху классицизма возникла новая так называемая классическая антиква. Она уже не имела никакой связи с рукописным шрифтом. Ее отличает большая контрастность (примерно 1: 10), наплывы округленных элементов, тонкие засечки. Шрифт стал четким, красивым и удобочитаемым. Над созданием шрифтов работали художники разных стран: итальянец Джамбатиста Бодони, француз Фирмен Дидо, немец Вальбаум и другие. В XIX в. создается целая серия новых видов шрифтов (гарнитур): египетский, гротеск или рубленый, антиква-гротеск, ленточная антиква. В художественно-оформительских работах получили широкое распространение шрифты антиквы, которые легко выполняются шрифтовыми перьями и кистями.
УНЦИАЛ
Унциа́л (от лат. uncialis — равный по длине одной унции) — вид письма преимущественно маюскульного типа, распространённый в латинских и греческих рукописях IV—IX вв.
Характеризуется крупными округлыми буквами, почти не выходящими за пределы строки, без острых углов и ломаных линий. Пропорционально буквы близки к квадратной форме. В отличие от хронологически предшествующих римского капитального квадратного письма и капитального рустичного письма, у унциала появляются слабо выраженные — короткие и немногочисленные — выносные элементы. В общем и целом унциал остается преимущественно маюскульным письмом.
Унциал сохранился прежде всего в пергаментных документах и кодексах. Унциальное письмо широко применялось в христианских книгах, а также в рукописях с античными текстами. С IX в. унциал употреблялся исключительно для заголовков и рубрик. В настоящее время науке известно около 500 унциальных рукописей итальянского, испанского, африканского и византийского происхождения. Особенно славились унциальными рукописями английские скриптории.
Согласно традиционной теории развития римского письма, унциал является «наследником» рустичного письма, которое, в свою очередь, развилось из капитального квадратного. Утверждалось, что на пергаменте унциал приобрел свою округлую форму и выносные элементы.
Теория, появившаяся в 1940—1950 годах и разработанная Жаном Маллоном, Робером Маришалем и Шарлем Перра, утверждает, в частности, что между рустичным и унциальным письмами прямую генетическую связь доказать и установить нельзя — существуют графические разрывы в форме букв и различающиеся дукты. Маллон считает, что уже в III в. н. э. унциал выступал как каллиграфический вариант письма, поскольку унциал — в отличие от меняющегося в зависимости от инструмента, скорости написания и других факторов «нового обычного письма» (nouvelle ecriture commune)— претерпел очень мало изменений на всем протяжении своего существования.
В силу своего чрезвычайно широкого распространения в Византии, Африке, Италии, Франции, Испании и Англии существовало несколько слегка различающихся стилей унциального письма:
· Североафриканское унциальное письмо более угловато, чем другие формы унциального письма. В частности, округлый элемент буквы а особенно резкий и острый.
· Византийский унциал имеет две отличительные особенности:
«b-d» унциал использует формы b и d, которые по начертанию ближе к полуунциалу. Такая разновидность была в использовании в IV и V веках;
«b-r» унциал, использовавшийся в V и VI веках, для которого характерна буква b размером в два раза больше остальных букв, а также буква r, у которой закруглённый элемент касается базовой линии, а стема выносится ниже неё.
· Итальянский унциал — это округлые буквы (c, e, o и т. д.) с плоскими вершинами, a с острым «носом» (подобно североафриканскому унциалу), почти горизонтальная, а не вертикальная стема в d и раздвоенные навершия (т. е. засечки в некоторых буквах, таких как f, l, t и s).
· Островной, или инсулярный унциал (Англия, Ирландия) обычно имеет определенное словоразделение и знаки ударения над ударными слогами — вероятно, это происходит от того, что ирландские книжники не говорили на языках, произошедших от латинского. Также для инсулярной разновидности характерны клиновидные навершия на буквах и украшение текста точками (insular dotting) или набросками животных.
· Французский (Меровингов) унциал использует тонкие подстрочные выносные элементы (g, p и т. д.), х с точкой пересечения черт выше середины строки и d с искривлённой, завивающейся стемой (несколько напоминающей черенок яблока), а также большое количество украшений текста: рисунки рыб, деревьев и птиц.
· Кириллический устав изначально повторял очень многие элементы позднего унциального письма.
НАСТОЛЬНЫЙ ОРГАНАЙЗЕР НА ОСНОВЕ УНЦИАЛЬНОГО РУССКОГО ШРИФТА
Органайзер в буквальном переводе с английского - организатор. Что такое бытовой организатор? Это приспособление для хранения, состоящее из нескольких модулей. В зависимости от назначения органайзер может быть любого размера, формы и жесткости. Текстильные карманы, чехлы для одежды и обуви, пластиковые подставки и ящички со множеством делений – все это приспособления для хранения. Их правильное название – органайзеры. Что любопытно, в нашей стране такие подобная организация вещей начала применяться для упорядочивания каких-то специальных предметов. Первоначально появились ящики для инструментов, коробки для рукодельных принадлежностей и подставки для канцелярии.
Актуальность идеи: идеальным порядком на своем столе могут похвастаться не многие люди. Грамотная организация рабочего места - залог продуктивной деятельности. Настольный органайзер поможет справиться с этой задачей.
Разновидности органайзера для канцелярии: деревянные, пластмассовые, металлические; с одним или несколькими отделениями; статичные и с подвижными элементами. В современном мире существует огромное множество модификаций настольного органайзера. В магазинах можно увидеть органайзеры различных форм, стилей, цветов, размеров и принципов действия:
Основной задачей курсовой работы является создание настольного органайзера, который включал бы в себя подставку большой и маленький гаджеты, под бумагу формата А4, под письменные принадлежности, а так же имел отсеки под канцелярию.
Целевая аудитория: школьники, студенты, офисные работники.
Продажа набора будет осуществляться через магазины, торгующие канцелярией.
Материал: черный гладкий пластик. Материал был выбран исходя из формы объекта, желаемого внешнего вида, стоимости, эксплуатационных качеств. Допускается чистка при помощи влажной тряпки.
Разработанный набор состоит из трех предметов:
1. Буква Х. Выполняет функцию подставки под бумагу/прессу/книги, с другой стороны, предусмотрено место для маленького и большого гаджета.
2. Буква Ш. Выполняет функции подставки под карандаши и ручки, под канцелярию, имеет отсеки под маленькие предметы.
3. Стакан «алфавит». Буквы А, Б, В, Г. В стакан можно ставить ручки и карандаши, ножницы, линейки и так далее.