Георг Кольбе. Гений

Георг Кольбе принадлежит к числу наиболее значительных немецких скульпторов первой половины XX века, он был членом Прусской академии художеств, участником многочисленных выставок. В его доме-мастерской в Берлине после смерти был организован музей. При поступлении в Эрмитаж статуэтка была занесена в инвентарь под названием «ариадна» и датирована 1932 годом; в действительности же она имеет название «гений», а ее модель датируется 1946. Женская обнаженная фигура олицетворяла собой гармонию и красоту. В Музее георга кольбе в Берлине хранится аналогичная эрмитажной отливка 1946 года со штампом литейной мастерской: «h Noack BerLIN». Название «ариадна» и датировка 1932 годом появились у эрмитажной статуэтки не случайно: этим годом датируется гипсовая фигура с аналогичным названием (см.: Binding 1933. S. 90). она представляла собой стоящую обнаженную женщину, правая нога которой, согнутая в колене, покоилась на камне. от эрмитажной статуэтки эта «ариадна» отличалась лишь деталями: отсутствием драпировки в правой руке и жестом левой опущенной руки, иной прической. Мотив согнутой в колене ноги, опирающейся на камень, использовался скульптором также в композиции «Фортуна», датируемой 1941-м годом. Несомненную композиционную близость «гений» 1946 года имеет также с фигурой «Размышляющего гения», созданного в 1927/1928 годах для государственной оперы Берлина (ныне – Национальная галерея государственных музеев Берлина).

 

Герберт Гарбе. Торс.

Герберт Гарбе, получивший типичное для начала XX века художественное образование в кайзеровской германии, был, однако, хорошо знаком с новейшими течениями в искусстве. он был дружен со скульптором Александром Архипенко (1887–1964), увлекавшимся кубизмом, и художником экспрессионистом Карлом Шмидтом-Ротлуфом (1884–1976). творчество Гарбе в нацистской германии не приветствовалось; в 1937 году скульптор был представлен на выставке «Дегенеративное искусство», в следующем году он был отстранен от преподавания, а в начале 1940-х годов его мастерскую разгромило гестапо (Lexikon 2006. S. 509). В конце 1910-х – начале 1920-х годов гарбе увлекся решением чисто пластических задач: его интересовало сочетание между собой разных объемов, а также соотношение плоскостей и линий в скульптуре. Для этого периода характерны произведения, составленные из обобщенных, словно сжатых форм, из них компоновались отдельные тела и группы фигур. Эрмитажное произведение демонстрирует увлечение скульптора абстрактными геометризированными объемами, что позволяет датировать его около 1920-го года. Похожая проработка формы присуща группе из дерева «сон» (1919; Sprengel-Museum, ганновер). однако в «торсе» уже намечены и другие тенденции в творчестве Гарбе, который в середине 1920-х годов обратился к более мягкой фигуративно реалистической трактовке пластической формы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: