Предпринимательство - это деятельность, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов, ведущаяся с целью извлечения дохода и преумножения собственности. В предпринимательстве выделяют три главных компонента: производство продукции, коммерция, коммерческое посредничество.
Основу предпринимательства (бизнеса) составляет многообразие видов собственности на средства производства, особенно в здравоохранении. Именно собственность определяет специфику предпринимательства.
Одно из определений понятия «собственность» гласит: «Собственность – это п ризнаваемое обществом и охраняемое законом право гражданина, фирмыили государства владеть, пользоваться и распоряжаться каким-либо имуществом или экономическим ресурсом». Иначе говоря, это 1) отношение присвоения средства и продуктов производства в любой сфере деятельности; 2) отношение хозяйского использования (основных средств, материалов, медикаментов, денег и т.п.); 3) отношение экономической реализации собственности (в том числе получение от нее доходов).
В соответствии со ст.212 п.1 ГК РФ «в Российской Федерации признается частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Права всех собственников защищаются равным образом и к этим правам относятся: права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Условиями для бизнеса являются следующие:
- свобода хозяйственной деятельности (особенно в использовании имущества);
- свобода в выборе того, что и как производить, у кого покупать и кому продавать;
- свобода в назначении цен;
- свобода в распоряжении прибылью после уплаты налогов.
Эта свобода предпринимательства применительно к здравоохранению может быть ограничена соображениями морально-этического порядка, противоречиями между сутью деятельности и рыночными условиями хозяйствования.
Ограничения сферы действия бизнеса в здравоохранении:
- противоречие между источниками финансирования и свободой использования средств организациями здравоохранения;
- трудности определения конечного результата в стоимостных показателях;
- отсутствие «рыночной самонастройки» пациента;
- «коллективный характер» потребления некоторых медицинских услуг (в условиях эпидемий);
- низкая покупательная способность населения (как ограничение спроса на медицинские услуги);
- социальная значимость здравоохранения как отрасли национального хозяйства (что требует вмешательства государства и делает невозможными исключительно рыночные отношения);
- недостаточность налоговых льгот (ограничение предложения услуг со стороны организаций здравоохранения);
- сложившаяся традиция «бесплатности» медицинской помощи в российском обществе;
- система бухгалтерской отчетности, не приспособленная в достаточной степени к отражению коммерческой деятельности учреждений здравоохранения РФ.
Однако следует отметить, что большинство медицинских услуг приобретает коммерческую природу, поэтому предпринимательство в здравоохранении возможно; оно имеет организационно-правовые формы, разрешенные законодательством Российской Федерации, и продолжает развиваться. Зафиксированное нормами права единство организационных и экономических оснований деятельности хозяйствующих субъектов выступает как его «организационно-правовая форма».
В сегодняшнем отечественном здравоохранении существуют следующие виды собственности: частная, коллективная, государственная, муниципальная и смешанная собственность, что является одним из условий развития предпринимательства.
Деятельность юридических лиц в области предпринимательства регулируют статьи 48-123 ГК РФ. Все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерчески е организации могут быть представлены: хозяйственными товариществами, хозяйственными обществами (например, акционерным обществом), производственными кооперативами (медицинскими кооперативами в том числе), государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Некоммерческие организации объединяют: учреждения, фонды, ассоциации и союзы, общественные и религиозные организации, потребительские кооперативы.
Такое многообразие организационно-правовых форм предпринимательства связано с многообразием форм собственности (схемы 2,3,4).
Схема 2. Юридические лица – коммерческие организации
|
|
|