Бизнес-планирование в здравоохранении

В современных условиях в здравоохранении сформировано всё для предпринимательской деятельности. Это наличие различных организационно-правовых форм медицинских учреждений, много­образие источников финансирования, экономическая самостоя­тельность и свобода в управлении материальными, кадровыми и финансовыми ресурсами, многообразие форм оплаты и стимулов трудовой деятельности, возможности расширения спектра оказы­ваемых медицинских услуг. Вместе с тем ограниченность финансирования на бюджетно-страховой основе привела к повышению спроса ЛПУ на внешнее финансирование из дополнительных источников.

Цели предпринимательства в здравоохранении могут быть раз­ными: достижение финансового благополучия лечебного учрежде­ния, завоевание определенного статуса (например, открытие центра по пересадки почки), создание комфортабельной рабочей обста­новки (полная компьютеризация рабочих мест), техническое пере­вооружение ЛПУ, внедрение новых методик и технологий лечения, новых организационных форм работы поликлинической службы (организация практики семейного врача) и др. Да и просто выживание.

 В результате все ЛПУ вне зависимости от организационно-правовой формы должны проводить активную и целенаправленную политику по завоеванию устойчивой позиции на рынке медицинских услуг, расширение кругв потребителей.

В итоге конечная цель деятельности ЛI]У любого типа выража­ется в достижении эффективности: социальной, медицинской и экономической. Приоритетной является социальная эффектив­ность, когда результат воплощается в создании человеколюбивой, нравственной атмосфере вокруг больного.

Для того, чтобы решить новую производственную или коммер­ческую задачу необходимо заранее спланировать свои действия. Любое мероприятие, требующее каких-либо изменений, должно начинаться с плана. Поэтому основным методом активной политики ЛПУ является бизнес-планирование. В условиях рынка планирование носит стратегический характер, представляет собой симбиоз программы и экономического обоснования к ней, и оформляется в виде бизнес-плана.

Бизнес-план - это документ, отражающий основные аспекты действующего или будущего предприятия, учреждения и по­зволяющий проанализировать перспективы и проблемы, с ко­торыми оно может столкнуться, а также наметить способы ре­шения этих проблем. В конечном счете, правильно составленный бизнес-план отвечает на вопрос, «стоит ли изыскивать и вклады­вать средства в намеченное дело и даст ли это эффект, принесет ли прибыль?».

Использование бизнес планирования обеспечивает эффектив­ность работы объектов здравоохранения. Специфика рыночной экономики требует от руководителя ЛПУ навыков предпринима­тельства. Задача руководителя - привлечь максимально широкий круг потребителей своих медицинских услуг. За потребителями стоят источники финансирования: бюджетные, страховые, средства населения и прочие. Для этого необходимо учесть все условия кон­куренции, изучить потребности в медицинской помощи и прибли­зить ее к населению, добиться качественной работы, оптимально использовать все ресурсы, сформировать атмосферу доверия к вра­чам, утвердить их статус, достичь доброжелательного отношения к учреждению со стороны инвесторов.

В итоге, хорошо составленный бизнес-план позволяет реально оценить шансы, вовремя изменить стратегию развития любого ме­дицинского учреждения: государственного, муниципального или частного.

Однако бизнес-планирование используется главным образом в ЛПУ, ставящих своей целью получение прибыли; что же касается государственных и муниципальных ЛПУ, то для них инструментом планирования служит ДЕЛОВОЙ ПЛАН, который принципиально отличается от бизнес-плана. С помощью его обеспечивается не прибыль, а сбалансированность клинической и экономической деятельности ЛПУ на фоне нестабильного финансового обеспечения. Но несмотря на принципиальные различия их общим элементом являются результаты маркетинга медицинских и сервисных услуг, оказываемых на условиях платности. При этом за пределами маркетинговых исследований остаются услуги по ОМС. Таким образом, большинство ЛПУ не занимаются «некоммерческим маркетингом» и тем самым сужают свои возможности по максимальному предоставлению населению медицинских услуг.

При составлении бизнес-плана следует соблюдать следующие основные требования:

1. Бизнес-план должен быть составлен предельно ясно и точно, поэтому требует тщательной проработки.

2. Бизнес-план должен давать конкретное представление о том, как будет работать ЛПУ, какие медицинские услуги оказывать, т. е. какое место оно займет на рынке медицинских услуг.

3. Бизнес-план должен содержать всё:

- характеристику ЛПУ, детально описывать схему его функ­ционирования;

- раскрыть принципы и методы руководства;

- содержать программу управления финансами;

- показать перспективы развития ЛПУ для инвесторов и кре­диторовПотенциальные инвесторы должны видеть новые, качественные идеи. При разработке бизнес-плана может оказаться, что при дан­ных условиях учреждение здравоохранения функционировать не сможет. Тогда необходимо искать внутренние резервы, пути ней­трализации внешних факторов, виды новых конкурентоспособных медицинских услуг, пути нейтрализации внешних неблагоприят­ных факторов.

В составлении бизнес-плана активно участвуют руководители всех служб и специалисты. Каждое подразделение должно иметь самостоятельный бизнес-план, на основе которого составляется бизнес-план социального и экономического развития медицинского учреждения в целом.

 В процессе подготовки бизнес-плана проект подвергается де­тальному рассмотрению. Профессиональные консультанты, эконо­мисты, бухгалтера, юристы предоставляют список потенциальных инвесторов, анализируют различные типы финансирования, гото­вят финансовые планы, анализируют содержание бизнес-плана, делают вывод о его реальности.

Одним из правил написания является то, что после тщательных корректировок и анализа окончательная версия пишется одним че­ловеком - руководителем. Руководитель, в конечном итоге, решает дела с инвесторами и он должен дать полные ответы на все вопро­сы. Для начала необходимо собрать всю информацию. Сбор информации делается заранее - за несколько недель или месяцев. По­лезно просматривать все материалы, записывать все приходящие идеи.

При разработке проекта плана, всё исследование делится на разные категории, составляющие одну финансовую версию. Бизнес-план документ перспективный, рекомендуется его составлять на  1 5 лет.

Если ЛПУ собирается существовать долго, выигрывать в конкурентной борьбе, то стратегическое планирование совершенно не 1 обходимо. Основные показатели для первого года следует отражать в помесячной разбивке, следующего года - в поквартальной и лишь с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.

Теория бизнес-планирования основана, на том, что даже очень хороший план не является гарантией успеха. Его нужно обязательно организовать, реально наметить сроки исполнении, назначить  персонально ответственных лиц, установить методы контроля и стимулирования, предусмотреть возможные отклонения, пути пре­одоления.

Бизнес-план содержит ориентиры деятельности ЛПУ, дает воз­можность определить степень его устойчивости в условиях конку­ренции, служит важным инструментом получения средств от внешних инвесторов. Каждый план содержит определенную струк­туру.

Бизнес-планирование в отечественном здравоохранении явление новое. Поэтому необходимо знать и соблюдать некоторые общие правила его составления. Предлагаемая схема бизнес-плана являет­ся общей, в каждом конкретном случае она может уточняться. Примерная структура бизнес-плана учреждения здравоохранения включает в себя следующие разделы:

1) общий раздел или вводная часть - резюме (1-2 стр.):

2) история, прошлый опыт, анализ текущих дел (1 стр.);

3) продукция или услуги - описание медицинских услуг, кото­рые предполагается производить по мере реализации проекта (2 стр.);

4) производство медицинских услуг (2 стр.);

5) план маркетинга (3-4 стр.);

6) управление (2 стр.);

7) график действий (1 стр.);

8) финансовый план (2-3 стр. приложения);

9) приложения.

К бизнес-плану прилагаются в качестве дополнений, копии контрактов и лицензий, а также документы, из которых взяты исход­ные данные для составления бизнес-плана, прейскуранты поставщиков и проч.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие факторы, на Ваш взгляд, ограничивают предпринимательскую деятельность в здравоохранении?

2. Какие наиболее эффективные организационно-правовые формы пред­принимательства в здравоохранении Вы бы выбрали?

3. Назовите производственные, финансовые и социальные показатели, экономически обосновывающие будущую деятельность фирмы при ре­организации или создании нового медицинского предприятия.

4. В чем состоят общие черты и различия таких организационно-правовых форм, как ООО и АО; как кооператив и товарищество?

5. В чем состоят преимущества и недостатки индивидуального предприни­мательства в здравоохранении?

 

Тема №12: Органы управления здравоохранением, их структура, задачи,

                  Функции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: