В современных условиях в здравоохранении сформировано всё для предпринимательской деятельности. Это наличие различных организационно-правовых форм медицинских учреждений, многообразие источников финансирования, экономическая самостоятельность и свобода в управлении материальными, кадровыми и финансовыми ресурсами, многообразие форм оплаты и стимулов трудовой деятельности, возможности расширения спектра оказываемых медицинских услуг. Вместе с тем ограниченность финансирования на бюджетно-страховой основе привела к повышению спроса ЛПУ на внешнее финансирование из дополнительных источников.
Цели предпринимательства в здравоохранении могут быть разными: достижение финансового благополучия лечебного учреждения, завоевание определенного статуса (например, открытие центра по пересадки почки), создание комфортабельной рабочей обстановки (полная компьютеризация рабочих мест), техническое перевооружение ЛПУ, внедрение новых методик и технологий лечения, новых организационных форм работы поликлинической службы (организация практики семейного врача) и др. Да и просто выживание.
|
|
В результате все ЛПУ вне зависимости от организационно-правовой формы должны проводить активную и целенаправленную политику по завоеванию устойчивой позиции на рынке медицинских услуг, расширение кругв потребителей.
В итоге конечная цель деятельности ЛI]У любого типа выражается в достижении эффективности: социальной, медицинской и экономической. Приоритетной является социальная эффективность, когда результат воплощается в создании человеколюбивой, нравственной атмосфере вокруг больного.
Для того, чтобы решить новую производственную или коммерческую задачу необходимо заранее спланировать свои действия. Любое мероприятие, требующее каких-либо изменений, должно начинаться с плана. Поэтому основным методом активной политики ЛПУ является бизнес-планирование. В условиях рынка планирование носит стратегический характер, представляет собой симбиоз программы и экономического обоснования к ней, и оформляется в виде бизнес-плана.
Бизнес-план - это документ, отражающий основные аспекты действующего или будущего предприятия, учреждения и позволяющий проанализировать перспективы и проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также наметить способы решения этих проблем. В конечном счете, правильно составленный бизнес-план отвечает на вопрос, «стоит ли изыскивать и вкладывать средства в намеченное дело и даст ли это эффект, принесет ли прибыль?».
Использование бизнес планирования обеспечивает эффективность работы объектов здравоохранения. Специфика рыночной экономики требует от руководителя ЛПУ навыков предпринимательства. Задача руководителя - привлечь максимально широкий круг потребителей своих медицинских услуг. За потребителями стоят источники финансирования: бюджетные, страховые, средства населения и прочие. Для этого необходимо учесть все условия конкуренции, изучить потребности в медицинской помощи и приблизить ее к населению, добиться качественной работы, оптимально использовать все ресурсы, сформировать атмосферу доверия к врачам, утвердить их статус, достичь доброжелательного отношения к учреждению со стороны инвесторов.
|
|
В итоге, хорошо составленный бизнес-план позволяет реально оценить шансы, вовремя изменить стратегию развития любого медицинского учреждения: государственного, муниципального или частного.
Однако бизнес-планирование используется главным образом в ЛПУ, ставящих своей целью получение прибыли; что же касается государственных и муниципальных ЛПУ, то для них инструментом планирования служит ДЕЛОВОЙ ПЛАН, который принципиально отличается от бизнес-плана. С помощью его обеспечивается не прибыль, а сбалансированность клинической и экономической деятельности ЛПУ на фоне нестабильного финансового обеспечения. Но несмотря на принципиальные различия их общим элементом являются результаты маркетинга медицинских и сервисных услуг, оказываемых на условиях платности. При этом за пределами маркетинговых исследований остаются услуги по ОМС. Таким образом, большинство ЛПУ не занимаются «некоммерческим маркетингом» и тем самым сужают свои возможности по максимальному предоставлению населению медицинских услуг.
При составлении бизнес-плана следует соблюдать следующие основные требования:
1. Бизнес-план должен быть составлен предельно ясно и точно, поэтому требует тщательной проработки.
2. Бизнес-план должен давать конкретное представление о том, как будет работать ЛПУ, какие медицинские услуги оказывать, т. е. какое место оно займет на рынке медицинских услуг.
3. Бизнес-план должен содержать всё:
- характеристику ЛПУ, детально описывать схему его функционирования;
- раскрыть принципы и методы руководства;
- содержать программу управления финансами;
- показать перспективы развития ЛПУ для инвесторов и кредиторовПотенциальные инвесторы должны видеть новые, качественные идеи. При разработке бизнес-плана может оказаться, что при данных условиях учреждение здравоохранения функционировать не сможет. Тогда необходимо искать внутренние резервы, пути нейтрализации внешних факторов, виды новых конкурентоспособных медицинских услуг, пути нейтрализации внешних неблагоприятных факторов.
В составлении бизнес-плана активно участвуют руководители всех служб и специалисты. Каждое подразделение должно иметь самостоятельный бизнес-план, на основе которого составляется бизнес-план социального и экономического развития медицинского учреждения в целом.
В процессе подготовки бизнес-плана проект подвергается детальному рассмотрению. Профессиональные консультанты, экономисты, бухгалтера, юристы предоставляют список потенциальных инвесторов, анализируют различные типы финансирования, готовят финансовые планы, анализируют содержание бизнес-плана, делают вывод о его реальности.
Одним из правил написания является то, что после тщательных корректировок и анализа окончательная версия пишется одним человеком - руководителем. Руководитель, в конечном итоге, решает дела с инвесторами и он должен дать полные ответы на все вопросы. Для начала необходимо собрать всю информацию. Сбор информации делается заранее - за несколько недель или месяцев. Полезно просматривать все материалы, записывать все приходящие идеи.
|
|
При разработке проекта плана, всё исследование делится на разные категории, составляющие одну финансовую версию. Бизнес-план документ перспективный, рекомендуется его составлять на 1 5 лет.
Если ЛПУ собирается существовать долго, выигрывать в конкурентной борьбе, то стратегическое планирование совершенно не 1 обходимо. Основные показатели для первого года следует отражать в помесячной разбивке, следующего года - в поквартальной и лишь с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.
Теория бизнес-планирования основана, на том, что даже очень хороший план не является гарантией успеха. Его нужно обязательно организовать, реально наметить сроки исполнении, назначить персонально ответственных лиц, установить методы контроля и стимулирования, предусмотреть возможные отклонения, пути преодоления.
Бизнес-план содержит ориентиры деятельности ЛПУ, дает возможность определить степень его устойчивости в условиях конкуренции, служит важным инструментом получения средств от внешних инвесторов. Каждый план содержит определенную структуру.
Бизнес-планирование в отечественном здравоохранении явление новое. Поэтому необходимо знать и соблюдать некоторые общие правила его составления. Предлагаемая схема бизнес-плана является общей, в каждом конкретном случае она может уточняться. Примерная структура бизнес-плана учреждения здравоохранения включает в себя следующие разделы:
1) общий раздел или вводная часть - резюме (1-2 стр.):
2) история, прошлый опыт, анализ текущих дел (1 стр.);
3) продукция или услуги - описание медицинских услуг, которые предполагается производить по мере реализации проекта (2 стр.);
4) производство медицинских услуг (2 стр.);
5) план маркетинга (3-4 стр.);
6) управление (2 стр.);
7) график действий (1 стр.);
8) финансовый план (2-3 стр. приложения);
9) приложения.
К бизнес-плану прилагаются в качестве дополнений, копии контрактов и лицензий, а также документы, из которых взяты исходные данные для составления бизнес-плана, прейскуранты поставщиков и проч.
|
|
Контрольные вопросы:
1. Какие факторы, на Ваш взгляд, ограничивают предпринимательскую деятельность в здравоохранении?
2. Какие наиболее эффективные организационно-правовые формы предпринимательства в здравоохранении Вы бы выбрали?
3. Назовите производственные, финансовые и социальные показатели, экономически обосновывающие будущую деятельность фирмы при реорганизации или создании нового медицинского предприятия.
4. В чем состоят общие черты и различия таких организационно-правовых форм, как ООО и АО; как кооператив и товарищество?
5. В чем состоят преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства в здравоохранении?
Тема №12: Органы управления здравоохранением, их структура, задачи,
Функции