Тема: Немецкая классическая философия

Тема: Философия древнего востока.

САНСАРА - — странствование — в индуизме и буддизме — представление о текучести и непостоянстве всего живого, единая цепь переходов из одной телесной оболочки в другую, круговорот рождений и смертей, трансформация, метемпсихоз. Душа может пребывать в теле человека, животного, растения, а ее переселение происходит в соответствии с законом кармы — воздаяния. Цель спасения — освобождение от перерождений и достижение мокши - осознания душой того, что она — часть божественной души, и нирваны. Выход из перерождений обеспечивает дхарма, т. е. выполнение обязанностей, налагаемых религией.

КАРМА - — действие, обязанность, деятельность — особая мистическая сила, непреложный закон возмездия за поступки, намерения, стремления, определяющий судьбу живого существа в последующих перевоплощениях. Влияние совершенных поступков на характер настоящего и последующего существования.

НИРВАНА - (санскритское слово, означающее исчезновение, угасание) связано с буддийским представлением о смерти, как о блаженном небытии. По буддийскому учению, Нирвана может быть достигнута при жизни путем преодоления страстей и "жажды" - воли к жизни. Идея Нирваны, как конечной высшей цели человеческого существования, была воспринята философией Шопенгауэра.

ДАО — одна из важнейших категорий в кит. классической философии. Первоначально Д. означало “путь”, “дорогу”. Впоследствии понятие “Д.” было применено в философии для обозначения “пути” природы, ее закономерности. Вместе с тем Д. приобрело также смысл жизненного пути человека, превратилось в понятие “этическая норма” (даодэ). В мышлении Д. означает “логику”, “резон”, “аргумент” (дао-ли). Содержание понятия “Д.” изменялось вместе с развитием кит. философии. У философов-материалистов (Лаоцзы, Сюньцзы, Ван Чун и др.) Д. рассматривается как естественный путь вещей, их закономерность. У идеалистов Д. трактуется как “идеальное начало”, “истинное небытие” (Ван Би и др.), как “божественный путь” (Дун Чжуншу и др.).

ЖЭНЬ- "Гуманность", "человечность", "человеколюбие", "милосердие", "доброта" - одна из основополагающих категорий китайской философии и традиционной духовной культуры, совмещающая три главных смысловых аспекта: 1) морально-психологический - "<родственная> любовь/жалость к людям" (ай жэнь), стоящая в одном ряду с "должной справедливостью" (и), ритуальной "благопристойностью" (ли2), "разумностью" (чжи4), "благонадежностью" (синь2); 2) социально-этический - совокупность всех видов правильного отношения к другому человеку и обществу; 3) этико-метафизический - симпатически-интегративная взаимосвязь отдельной личности со всем сущим, включая неодушевленные предметы.

ЖЭНЬ- (кит., букв.— гуманность, человеколюбие), термин кит. философии, одно из центр. понятий конфуцианства. Не имеет эквивалента в европ. языка«, ближе всего к оригиналу значения «гуманность, человечность, человеколюбие», иногда «человеческое начало»

Сяо - (кит.): «сыновняя почтительность и почитание старшего бра та – один из принципов конфуцианского учения, основа гуманности. Суть его заключается в том, чтобы «служить родителям согласно правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им жертвы по правилам ли». Непреложный закон сяо полная покорность воле родителейкак одного из непреложных свойств человека. Сяо – это корень гуманности и гарант соблюдения общественных установлений. В конфуцианской традиции получил распространение тезис об «управлении-врачевании Поднебесной посредством сыновней почтительности», которая рассматривается как главная задача обучения и воспитания, основное идеологическое правило общества.

ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного и т.

Тема: Философия просвещения и метафизический материализм ХVIII века.

Рационализм В узком смысле слова - целостная гносеологическая концепция, противостоящая эмпиризму и сенсуализму, провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания.

Рационализм в широком смысле слова - определенная общая ориентация и стилистика мышления, а также доминирующая линия философского развития, идущая от Платона вплоть до первой трети - середины 19 в. со свойственными ей установками на разумность и естественную упорядоченность мира, наличие в нем внутренней логики и гармонии, а также убеждением в способностях разума постичь этот мир и устроить его на разумных началах.

Иррационали́зм (лат. irrationalis — неразумный, нелогичный) — философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира[1][2]. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.

Атеизм (франц. atheisme, от греч. а — отрицательная частица и theos — бог; буквально — безбожие), отрицание существования бога, каких-либо сверхъестественных существ и сил и связанное с этим отрицание религии.

Тема: Немецкая классическая философия.

ДЕИЗМ - религиозно-философское учение, согласно которому бог является олицетворением мирового разума, создавшего материю и давшего ей свои законы, но далее не вмешивающегося в жизнь природы и людей.

АНТИНОМИЯ РАЗУМА - противоречие между двумя суждениями, при попытке раскрыть вещи в себе. Например, при попытке мыслить мир как целое можно по Канту, неопровержимо доказать, что мир не имеет начала во времени, не имеет границ в пространстве, а можно также неопровержимо доказать, что мир начал существовать в какой-то момент времени и что он ограничен в пространстве.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ - философский термин, характеризующий

нравственный закон в этике Канта. В качестве повеления предписывает каждому

действовать по правилу, когда действующий мог бы хотеть, чтобы оно стало всеобщим

законом.(Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе)

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ- Субстанция(основа и сущность) мира.Она существует вечно и содержит в потенциальном, или возможном виде все явления природы, общества и духовной жизни.

- идея, выражающая полноту всего сущего. Термин, введён Г. В. Ф. Гегелем и является следствием основополагающей идеи его онтологии — тождества бытия и мышления

СОЦИАЛИЗМ- 1. Обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, равенства и свободы. 2. Общественный строй, воплощавший эти принципы. 3. Общественно-политическое движение, выступающее за реализацию социалистических идеалов.

КОММУНИЗМ- идеал общества, основанного на всеобщем благополучии, равенстве людей. Согласно марксистской теории, коммунистическая формация имеет в качестве первой стадии социализм, который затем переходит непосредственно в коммунизм: бесклассовое общество с высоким уровнем развития производительных сил, сознания и культуры. Государство при коммунизме должно быть заменено самоуправлением граждан ("свободное развитие каждого является условием свободного развития всех").

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: