СУБЬЕКТ –это активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей, индивид или же социальная группа.
ОБЪЕКТ – это то, что противостоит субъекту, та сфера бытия, на которую направлена практическая или познавательная деятельность субъекта, выступающего носителем действия и знания.
ОЩЮЩЕНИЯ - это отражение отдельного (одного) свойства объекта. (горькое, сладкое, теплое)
ВОСПРИЯТИЯ – это система ощущений: отдельные ощущения в нем связаны так, как связаны в предмете его свойства.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – есть след восприятия, целостный чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти после действия предмета на органы чувств.
ПОНЯТИЕ – мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства какого-либо класса предметов и явлений.
СУЖДЕНИЕ – это мысль, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о чем либо.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ – это мысль, в ходе которой из нескольких имеющихся суждений(посылок) получается новое суждение (вывод).
СЕНСУАЛИЗМ – сторонники сенсуализма (Эпикур, Т. Гоббс, Дж.Беркли) главным и даже единственным источником знаний признавали чувственное познание. «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в ощущениях», -утверждал Дж.Локк. За мышлением сенсуалисты признавали лишь функцию суммирования упорядочивания чувственных данных.
|
|
РАЦИОНАЛИСТЫ – (Платон, Декарт,Спиноза, Лейбниц), напротив преувеличивали, а в некоторых случаях и абсолютизировали роль разума в познании. Результаты чувственного опыта они считали либо неистинным знанием, либо поводом, толчком для настоящего познания.
ИНТУИЦИЯ – это постижение истины путем прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
РЕЧЬ – это деятельность которая осуществляется с помощью языка, а язык – это система знаков, используемых для мышления и общения.
ИСТИНА- адекватное отражение объекта в сознании субъекта, воспроизводящее объект так, как он существует сам по себе, вне сознания.
ДОГМАТИЗМ - способ мышления, оперирующий догмами (считающимися неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них.
Для догматизма характерны некритичность по отношению к догмам (отсутствие критики и сомнений) и консерватизм мышления (неспособность воспринимать информацию, противоречащую догмам), слепая вера в авторитеты.
РЕЛЯТИВИЗМ – подменяют верное положение «Знание содержит момент относительного»,неверным «Знание только относительно».Релятивизм приводит к отрицанию объективности знания и, следовательно, к агностицизму.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ – содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. – неотъемлемый компонент познания.
|
|
ДЕЗИНФОРМАЦИЯ – это намеренная или ненамеренная передача ложного знания как истинного или истинного знания как ложного.
ЛОЖЬ – Намеренная дезинформация.
ПРАГМАТИЗМ – с точки зрения прагматизма, истинно то знание, которое полезно субъекту, которое обеспечивает ему успех в делах,карьере, в общественной деятельности.
КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ – соглашение, основателем которого был французкий ученый А.Пуанкаре,критерием истины считали соглашение учёных;
ВЕРА – это оценка субъектом возможности или невозможности каких- либо явлений в условиях недостатка знаний и отсутствия достаточного логического и опытного обоснования.
ФАКТ - это достоверное знание о существовании каких-либо объектов, явлений или связей между ними.
ЛЖЕНАУКА - «мнимая или ложная наука; совокупность убеждений о мире, ошибочно рассматриваемая как основанная на научном методе или как имеющая статус современных научных истин».
НАБЛЮДЕНИЕ – это целенаправленное восприятие объекта без вмешательства в его процессы.
ЭКСПЕРИМЕНТ –изучение объекта путем целеноправленного воздействия на него и создания особых условий, соответствующихцелям исследования.
АНАЛИЗ –это практическое или мысленное разложение объекта на части и изучение этих частей.
СИНТЕЗ – это воссоздание целостной картины объекта на основе знания частей путем установления связей между ними.
ИНДУКЦИЯ – это умозаключение при котором из частных посылок делается общий вывод.
ДЕДУКЦИЯ – это противоположный по сравнению с индукцией ход мыслей, умозаключения от общего к частному.
АНАЛОГИЯ –такой метод познания, при котором на основе сходства объектов в одних установленных признаках заключают об их сходстве и в других признаках.