Тема: Психолого-педагогическая характеристика готовности к профессиональному самоопределению подростков и старших школьников

Цель: рассмотреть особенности формирования у подростков и старших школьников интереса к области трудовой и профессиональной деятельности.

Основные понятия: когнитивный, мотивационно-потребностный, деятельностно-практический критерий, готовность к самоопределению, профессиограмма.

Темы и задания для обсуждения:

- Содержание процесса формирования профессионального самоопределения подростков и старших школьников.

- Ведущая деятельность подростков и старших школьников и ее влияние на готовность к профессиональному самоопределению.

- Задачи самоопределения и профориентации в подростковом и старшем школьном возрасте.

Основная литература:

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 512 с.

Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 400 с.

Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: «Знание», 1996. – 308 с.

Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Учебное пособие. – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 352 с.

Управление персоналом: Учебник для вузов (под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Ереминой). – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 423 с.

 

Вопросы и задания:

1. Определите составляющие, особо значимые для самоопределения подростков и старших школьников.

2. В чем состоит специфика  профконсультационной помощи подростками старшим школьникам?

3. Определите принципиально значимые для данного возраста показатели интеллектуального компонента самоопределения.

4. Определите принципиально значимые для данного возраста показатели деятельностного компонента самоопределения.

Задания для самостоятельной работы:

1. Заполнить таблицы:

Характеристика проявлений критериев сформированности готовности

к профессиональному самоопределению

 

Критерии

Показатели

5 класс 6 класс 7 класс 8 класс
Когнитивный          
Мотивационно-потребностный,        
 Деятельностно-практический        

Критерии

Показатели

9 класс 10 класс 11 класс
Когнитивный        
Мотивационно-потребностный,      
Деятельностно-практический      

 

2. ОЗНАКОМИТЬСЯ СО СРЕДСТВАМИ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

 

5 КЛАСС: Особенности ценностно-мотивационной сферы могут выявляться с помощью 10-балльной шкалы проявлений ПВК; раз­вернутость границ и глубина самовосприятия могут выявляться с помощью методики «Кто Я?», методики самооценки личности; ана­лиз собственных переживаний проводится методикой незакончен­ных предложений; положение в коллективе сверстников поможет выявить социометрия. Сформированность общих ПВК (дисциплини­рованности, трудолюбия, коллективизма) выявляется с помощью наблюдения учителя, соотнесения поведения ученика с проявлени­ями этих качеств.

6 КЛАСС: Потребностно-мотивационная сфера (намерения, инте­ресы, склонности) может выявляться средствами «Анкеты интере­сов", ДДО. теста «Оцени себя», «Потребности в общении», анке­ты «Назови три желания». Качества личности, отражающие черты характера (трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность), диагностируются с помощью 10-балльной шкалы их проявлений, теста «Самооценка уверенности в себе».

7 КЛАСС: Анкета «Мотивы выбора сферы трудовой деятельно­сти», «Потребность в достижении», экспертная оценка ПВК, защи­та индивидуальных проектов своего будущего.

8 КЛАСС: Мотивация на труд может выявляться с помощью Карты интересов, методики «Мотивы выбора профессии», теста «Оцени себя». Осознание своих интересов и возможностей может измеряться с помощью методик «Самооценка волевой регуляции», «Художник или мыслитель». Признание необходимости участия в труде может выявляться с помощью наблюдения и методики «На­правленность личности».

9 КЛАСС: Наблюдение является сквозным методом для иссле­дования проблемы изучения сформированности Образа «Я». Осоз­нание необходимости иметь личный профессиональный план опре­деляется с помощью методики «Потребность в достижениях». Мо­тивы выбора сферы профессиональной деятельности могут измеряться методикой «Оценка профессиональных намерений», кроме этого, также могут быть использованы в работе «Анкета интересов», ДДО, ОПГ, ролевая игра как воспроизведение и про­игрывание трудных ситуаций в общении.

10- 11 КЛАСС: Анкета «Профессиональный интерес», система тестовых заданий, направленных на выявление степени осведомленности учащихся о содержании той или иной профессиональной деятельности; про­фессиональные пробы по различным сферам профессиональной деятельности как средство для диагностики и развития ПВК, так и средство для определения уровня сформированности профессио­нальных интересов учащихся; деловые имитационные (ролевые) иг­ры; практические задания, направленные на разрешение реальных, социально значимых задач данной сферы; система психологических тестов и практикумов, способствующих выявлению и разви­тию различных индивидуальных особенностей, предусмотренных программой курса «Моя профессиональная карьера».

Предлагаемые методики могут быть реализованы в практике учи­телей, классных руководителей. Однако, в 10—11 классах к проведе­нию некоторых процедур, таких, например, как профессиональные пробы, реальные практические задания и т. п., целесообразно при­влекать специалистов конкретных сфер профессиональной деятельности. Программы и методики выполнения таких заданий можно най­ти в следующей литературе:

1. Прутченков А. С, Райзберг Б. А. Практическая экономика - М„ «Новая школа», 2003.

2. Бурков В. Н. Человек. Управление. Математика: книга для внеклассного чтения учащихся IX—XI кл. средней школы. - М„ Просвещение, 2009. -159 с.

3. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. - Кемерово, 2005

ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЛА: Для расширения представлений о труде в различных профессиях, приобретения опыта выполнения про­стейших трудовых операций предполагается; выполнение учащими­ся поручений по работе с младшими школьниками, оформление газет, стендов и т. п., выполнение ремонтных работ, участие в конкурсе «Своими руками», выполнение заданий, связанных с проведением технических измерений, участие в практических де­лах в классе, кружках, творческих объединениях, дома. Работа в столярных, слесарных мастерских, работа по обслуживанию и ре­монту; выполнение заданий, связанных с шефской работой в 1—5 классах; участие в общественно полезном труде в классе, школе. УПК, кружках, факультативах, творческих объединениях, по месту жительства, в семье.

Развернутость границ и глубина самовосприятия пятиклассников может выявляться с помощью таких методик, как игра «Кто Я?» Класс, группа участников игры делятся на команды. Из каждой команды вызывается один человек и получает задание — быстро, без подготовки ответить на вопрос: «КТО Я?» двадцатью слова­ми, которые могут быть существительными, прилагательными... Участникам игры разрешается пользоваться помощью своей коман­ды. Выигрывает та команда, участник которой быстрее ответил на вопрос.

Популярны у пятиклассников и круговые беседы. Дети садятся в круг, который включает и учителя. Он начинает разговор, на­пример, на тему «Я и люди»:

— Больше всего в друзьях (людях) мне нравится...

— Сотрудничество и помощь важны, потому что...

— Если бы я мог научить всех в мире одной вещи, то это было бы...

— Я отличаюсь от других, потому что...

— Я такой, как и все другие, потому что...

Каждую фразу дети дополняют по очереди, любому дается время на обдумывание Важно дослушать всех до конца. Дети могут пропустить свою очередь, если пожелают. Ответы потом можно внести в создаваемую каждым в классе книгу «Кто Я?» с автопортретом на обложке.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.; Воронеж, 1996.
  2. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. - Калуга, 1994.
  3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
  4. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. - Спб., 1999.
  5. Эрисксон Э. Детство и общество. - Спб., 2000.

 

Занятие № 5.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: