Тема: Методы и формы профориентационной работы

Цель: Рассмотреть основные стратегии организации профориентационной помощи.

Основные понятия: профдиагностика, профотбор, профподбор, профконсультация.

Темы и задания для обсуждения:

1. Методы профдиагностики, профотбора и профподбора.

2. Типы профконсультаций.

3. Желательные и нежелательные стратегии профконсультационной помощи.

Основная литература:

  1. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.
  2. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Учебное пособие. – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 352 с.

Дополнительная литература:

  1. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 108 с.
  2. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства.- М.: Изд-во «Академия», 2004 г.- 480 с.

 

Вопросы и задания:

1. Что такое методика как «внутреннее средство» и методика как «внешнее средство» профессиональной деятельности психолога?

2. Может ли лекция рассматриваться как активизирующая процедура? Почему?

3. В чем состоит ограниченность тестологического подхода в профориентации?

4. В чем заключаются преимущества и недостатки организационно-управленческой стратегии?

5. Что такое проблема методических предпочтений в отечественной профориентации?

6. Какие именно изменения произошли в организации и проведении профориентационной работы за период с середины 1980-х гг. по настоящее время?

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнить технику «Составление информационной карты».

Упражнение выполняется письменно.

Инструкция. «Вам известны те знания и каче­ства, которые необходимы при выборе профессии. А теперь от абстракт­ных знаний перейдем к конкретному анализу. Начнем с первого «кирпичика» - информированности. Возьмите ручки и тетради и заполните таблицу как можно подробнее и четче, поскольку дальше мы продолжим работу с ней.

 

Информационная карта оценки мира профессий

 

Что мне интересно знать или делать? В какой профессии я этого смогу достичь? Что мне нужно для получения этой профессии?
     

Записи в таблице должны располагаться блоками «интерес - профессия - необходимые шаги». Сейчас вы пишете все ваши интересы независимо от того, реальны они или нет. Вы опреде­ляете максимально широкое поле ваших интересов.

 

2. Проанализировать информационную карту и дополнить ее пунктом: какие книги необходимо прочитать для знакомства с наиболее интересующими профессиями. Какие ПВК необходимы для данной профессии?

 

3. Выполнить технику «Плюс, минус, интересно».

Задача: использовать знание алгоритма принятия решения в собственной ситуации выбора профессии.

Инструкция. Выберите профессию (именно профессию), наиболее вам интересную. Если не можете выбрать профессию, то выберите интерес или увлечение. Запи­шите эту профессию или интерес. Заполните  таблицу.

Оценка профессии

 

Плюс Минус Интересно
1      
2      
3      
4      
5      
6      
7      
       

Запишите в первой колонке таблицы как можно больше плю­сов, которые у вас появятся, если вы получите эту профессию и станете по ней работать. Во второй колонке проставьте как мож­но больше минусов этой же ситуации. В третью колонку запишите как можно больше интересного (например, интересно, а как я буду жить, если получу эту профессию, кто станет моими друзьями, как я буду выглядеть и т. д.). Старайтесь, чтобы в каждой колонке было не меньше десяти вариантов».

На работу отводится 15 мин.

Ответить на вопро­сы: «Что нового о выбранной профессии я понял или узнал?», «Чем могут быть полезны эти знания в дальнейшем?»

Задание:

1. Проанализировать хотя бы один случай принятия реаль­ного решения с точки зрения усвоенного алгоритма, най­ти ошибки и удачные моменты в решении.

2. Выбрать еще одну профессию и заполнить такую же таб­лицу. Сравнить таблицы двух профессий и с опорой на них решить, какая профессия вам подходит больше и ка­кая для вас более реальна. Что нужно сделать, чтобы до­биться своей цели?

Рекомендуемая литература:

1. Веселова В.В. Билет в будущее//Знание. Сер. «Педагогика и психология». - 2005. - № 1.

2. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»/ Под ред. С.Н. Чистяковой. - М., 1998.

3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.; Воронеж, 1996.

4. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. - М., 1991.

5. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. - М., 1989.

Занятие № 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: