План работы на неделю (извлечение)

День недели

Время

Мероприятие

Фамилия, имя ребенка Цель Задания и упражнения

Понедельник 02.10.2017

8:00—8:30

Консультирование мамы Истомина Саши по результатам диагностики

8:30—9:00

Подготовка к занятиям

9:00—9:15 Ткачев Дима Развивать память, внимание; формировать умение классифицировать предметы по определенному признаку Упражнения: «8 предметов», «Что изменилось?». Игра «Найди домик»
9:25—9:40 Анохина Маша Развивать мышление, внимание, графические навыки Упражнения: «Раскрась фигуры нужным цветом», «Четвертый лишний». Коробка форм
9:50—10:10 Фомин Рома, Липова Света Развивать внимание, мышление Корректурные пробы. Упражнение «Четвертый лишний»
14:00—15:30

Подготовка к занятиям.
Разработка памяток для родителей по теме «Правила общения с детьми».
Заполнение рабочих журналов

15:30—15:55

Групповое занятие в старшей группе «В лаборатории профессора Чудакова».
Тема: «Знакомство с лабораторией»

16:00—16:20

Групповое занятие в средней группе «В мире эмоций».
Тема: «Наше настроение»

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Коррекционная и развивающая работа

Используйте рабочую тетрадь, чтобы сформировать у детей эмоционально-волевую готовность к школе

Ольга Хухлаева
д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор факультета социальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ








Развивать эмоционально-волевую готовность к школе — одна из основных задач в работе с детьми подготовительной группы. Чтобы сохранить энергозатраты и зафиксировать результаты своей работы, создайте рабочую тетрадь. Как ее оформить, какие задания в нее включить, расскажем в статье.

Ребенок при интеллектуальной готовности к школе бывает не готов к ней эмоционально. Родители ориентируются только на развитие интеллекта и настаивают на поступлении ребенка в школу, иногда сразу во второй класс. В итоге у школьника с эмоционально-волевой неготовностью появляются тревожность, социальные страхи, нежелание преодолевать школьные трудности.

Показатели эмоционально-волевой готовности к школе

У ребенка развита эмоционально-волевая готовность, если он умеет осознавать свои чувства и проявлять их адекватно ситуации (не подавлять и не копить); преодолевать трудную ситуацию; понимать обучающий характер ошибок и не бояться их.

Осознает свои чувства и адекватно их проявляет. Ребенка с детства приучают к тому, что обижаться, злиться, бояться стыдно и недопустимо. Он вынужден постоянно подавлять негативные чувства. По мнению американского психолога Леонарда Берковица, подавление эмоций ставит ребенка в ситуацию сильной эмоциональной депривации.

Эмоциональная депривация заставляет искать «удобную мишень» для того, чтобы проявить свои чувства. Внешне это выглядит как необоснованные агрессивные выпады или страхи в малозначимых на самом деле для ребенка ситуациях. Только умение ориентироваться в своей эмоциональной сфере позволит ребенку бесконфликтно общаться со сверстниками и взрослыми.

Умеет преодолевать трудную ситуацию. У ребенка формируется отношение к переходу в школу как к празднику. Этому способствуют, в том числе и праздник окончания детского сада, и праздник «1 сентября». И ребенок совсем не ждет трудностей, с которыми встретится в школе и которые ему потребуется преодолевать. Дошкольнику важно понимать, что трудности будут и с ними нужно уметь справляться.

Учится на ошибках и не боится их делать. Страх ошибок снижает качество обучения. В особенности это проявляется на контрольных работах и ответах у доски. У ребенка формируется мотивация избегать неудачи вместо мотивации достигать цель. Он предпочитает ничего не делать, только чтобы не совершать ошибок.

Важно научить ребенка не бояться ошибок и понимать, что на ошибках учатся. Например, ошибся, потому что торопился, — в следующий раз буду писать медленнее.

Чтобы сформировать у дошкольника эмоционально-волевую готовность к школе, используйте рабочую тетрадь.

Что собой представляет рабочая тетрадь

Возьмите альбом формата А4, чтобы было удобно работать с тетрадью.

На первой странице тетради нарисуйте гору «Радости знаний». После каждого занятия приклеивайте на нее «кирпичики», которые подготовьте заранее. На следующих страницах оформите задания.

Форма тетради решает вопросы дисциплины: дети выполняют привычные действия, которые ассоциируются у них с соблюдением правил; их руки заняты, т. к. по заданию они подчеркивают, рисуют, раскрашивают; при работе ребенок погружается в себя, отвлекаясь от соседей, с которыми в другое время можно было бы, например, поговорить.

Вы можете показывать тетрадь педагогам и родителям, чтобы продемонстрировать результаты своего труда.

Занятия в тетради разбейте на две части.

В первую часть включите задания, которые формируют у ребенка умения преодолевать трудности, учиться на ошибках и понимать их обучающее значение, слушать других, а не только стремиться ответить самому.

Во второй части дети знакомятся с эмоциями: радость, страх, гнев, обида; учатся их осознавать и конструктивно проявлять, понимать, что нет плохих или хороших эмоций. Любая эмоция в определенных условиях может быть полезна как себе, так и окружающим.

Какие задания включить в рабочую тетрадь

Задания в тетради можно разделить на 8 видов: задание-вопрос, задание-выбор, интеллектуальные задачи, задание-действие, задание-рисование, задание-запись, сочинение-придумывание, задание на взаимодействие.

Задание-вопрос. Побуждает детей к размышлениям о себе, своем месте среди других. Дети зачитывают задание вслух и обсуждают. Вопросы в начале каждого занятия вводят детей в обсуждаемую тему.

Пример: «Повезло, в стране психологических умений школьника тебя сразу пригласили в цирк. Школьник учится управлять собой так же, как дрессировщик львами. Что это значит “управлять собой”? Зачем это необходимо школьнику?»1.

Задание-выбор. Дети выбирают нужные картинки (слова, фразы) и обозначают выбор галочкой (соединив линиями или стрелочками). После того, как дошкольники выполнят задание, они обосновывают свой выбор. Задание-вопрос развивает рефлексию и самостоятельность, повышает самооценку ребенка.

Пример задания-выбора: «Поставь галочки на тех картинках, где изображены ученики, умеющие управлять собой». При этом дети рассматривают 4 рисунка, на которых изображен мальчик в следующих ситуациях: играет на уроке с машинкой; пишет в тетради; смотрит на учителя и поднимает руку; сидит за партой и кричит: «Я! Я!». Выполнив задание, они объясняют свой выбор. Бывает, что дети не всегда соглашаются друг с другом и начинают спорить.

Интеллектуальные задачи. Составьте по принципу заданий, которые развивают внимание и мышление. После того, как дети выполнят задание, сравните их ответы и выберите верные.

Пример: «Найди 5 отличий в картинках». Дети внимательно рассматривают две картинки, на которых изображен корабль в море, и ищут в них отличия.

Задание-действие. Развивает произвольность или волевое развитие ребенка. По заданию дети выполняют определенные действия.

Например: «Простучи пальцем правой руки столько раз, сколько собачек изображено на картинке». Дети читают задание и минуту думают, как они будут его выполнять. Затем по вашей команде одновременно выполняют необходимое действие. Важно, чтобы дети сумели произвести действие все вместе и не очень громко.

Задание-рисование. Дети что-нибудь раскрашивают или рисуют. После выполнения задания покажите несколько работ дошкольников.

Пример: «Каких героев книг ты считаешь ласковыми? Раскрась их или нарисуй своих.» К заданию нарисованы два сказочных героя: Буратино и Чебурашка. Если ребенок считает их ласковыми, то раскрашивает. Под заданием оставлено место, где ребенок может нарисовать своих ласковых сказочных героев.

Задание-запись. Дает возможность почувствовать ценность собственного мнения, повышает самооценку и развивает мышление. Дети записывают собственные мысли и по желанию зачитывают их.

Пример: «А ты умеешь побеждать свой гнев? Как ты это делаешь? Выбери тот способ, который ты применяешь, подчеркни его или допиши свой: стараюсь пошутить и рассмеяться, сдерживаюсь, начинаю заниматься любимым делом». Если дети не умеют писать, то они проговаривают ответы устно. Сделайте акцент на том, что каждый может иметь свое мнение по тому или иному вопросу.

Сочинение-придумывание. Обучение в школе рассчитано на «левополушарных» детей, и «правополушарные» часто начинают считать себя менее успешными. Рисуя и сочиняя, «левополушарные» дети могут демонстрировать остальным и доказывать себе, что они тоже умеют что-то делать очень хорошо. Дети придумывают ситуации, свои способы действия и рассказывают их другим детям.

Например: «Нарисуй смешной рисунок. Сочини по нему рассказ и расскажи его ребятам». Вы можете не давать детям время на размышление. Начинает тот, кто первым придумает рассказ, остальные подключаются по ходу работы.

Задание на взаимодействие. Дети старшего дошкольного возраста не всегда удовлетворены взаимоотношениями со сверстниками. Они часто жалуются на других детей своим родителям, а те обращаются к психологу с просьбой наладить отношения между ребятами. В этот период необходимы задания на взаимодействие.

Пример: «Вы с соседом забыли спальные мешки. А тем временем на складе закончились индивидуальные спальники. Вы можете взять один большой на двоих. Выберите для него расцветку, узор и раскрасьте его вместе в твоей тетради и в тетради соседа так, чтобы мешки получились одинаковыми».

Перед тем, как выполнять задание, подробно и доходчиво объясните детям, что значит «делать задание вместе» и «договариваться». Дети быстрее понимают, что договориться — это принять совместное решение, такое, с которым все были бы согласны. Труднее объяснить им, что значит «вместе».

Пример. Нарисуйте с помощью синего и красного фломастеров два рисунка: на одном — разными цветами разные объекты, на другом — один объект красным и синим фломастером. После этого обсудите с детьми, на каком рисунке фломастеры работали порознь, а на каком вместе.

1 В статье приводятся задания из рабочей тетради школьника «Тропинка к своему Я». О. Хухлаева.
1-й класс. 5-е изд. М.: Генезис, 2016.>>Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Коррекционная и развивающая работа

Игра «Лепешка», которая поможет развить у дошкольников социальный интеллект

Светлана Сенатская
методист Городского психолого- педагогического центра ДОгМ, педагог-психолог, руководитель проекта «ИГРЫ ВСЕРЬЕЗ», Москва





Предлагаем психологическую игру «Лепешка». С ее помощью вы научите детей договариваться, отстаивать свои интересы. Также игра поможет ребенку и его родителям прожить негативные эмоции в игровой форме. Расскажем, каковы правила игры, как ее организовать и провести.

Настольную игру «Лепешка» разработал немецкий психотерапевт Гюнтер Хорн. Это психологическая игра, которая помогает развить социальный интеллект — умение предвидеть возможные реакции другого человека в различных ситуациях общения и адекватно реагировать на них социально приемлемым способом.

Правила игры

Для игры приготовьте: игровое поле, кубик, пластилин разного цвета. Количество цветов соответствует количеству игроков. Игровое поле состоит из двух зон: «хлев» и «небо людей». Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина фигурку животного — это игровая фишка. Игроки являются владельцами всех полей того же цвета, что и их фигурки.

Старт игры на поле «хлев». Начинает игру самый младший из участников. Он кидает кубик и переставляет свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей. Как правило, попадает на поле другого цвета.

Игрок, на чье поле попало чужое животное, должен обвинить его за какой-то проступок, например: «ты вел себя слишком шумно», «разрушил в моем доме…», «съел мои ромашки». После этого владелец животного должен соответствующим образом извиниться за него или предложить исправить содеянное. Если владельца поля устроят извинения или возмещение ущерба — он может отказаться от наказания. Тогда кубик бросает следующий игрок. Если владелец поля не удовлетворен, он может наказать попавшую к нему фигуру — щелкнуть по ней, изменить как угодно ее форму или одним ударом смять «в лепешку».

Если участнику выпадает количество ходов, которое позволяет достичь собственного поля, он может восстановить фигуру, изменить ее («развить»).

Цель игры — стать человеком и попасть на «небо людей». Но сам игрок не может просто превратить себя в человека. Он должен выбрать кого-то из игроков и убедить его аргументированно перелепить фигурку своего животного. Это можно сделать, только если фигурка целая и неповрежденная и находится на поле своего цвета. Если фигурка животного попадает на свое поле поврежденной, владелец должен сам исправить ее — долепить до целого животного и повторить свою просьбу, когда ход в следующий раз перейдет к нему.

Игрок, чьей фигурке-животному два раза отказали в желании стать человеком, может во время своего хода вернуться назад, на ближайшее поле своего цвета, и там самостоятельно превратиться в человека. Кубик при этом кидать не надо.

«Игровое поле»

Владелец фигурки человека должен вести себя в игре «по-человечески», «гуманно» — не бить, не давить, не разрушать другие фигуры, которые попали на одно из его полей и не принесли достаточных извинений за причиненный ущерб. Но он может, не разрушая другую фигуру, так согнуть ее, чтобы ее поза выражала извинение, признание своей вины. Например, склонить голову животного, согнуть спину, поставить на колени. Если владелец фигурки человека все-таки раздавил фигурку животного или человека в лепешку, он возвращается в «хлев» и начинает игру сначала, снова в форме животного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: