Обсудите с детьми до игры, что значит играть по правилам

Строго следите за их соблюдением во время игры.

Перед тем как участник уйдет на второй круг, еще раз объясните ему все возможные последствия. При необходимости правила меняйте.

Пример из практики. Когда динозавр ушел на следующий круг, а все герои стали людьми, Ваня понял, что не сможет больше делать лепешки из фигурок игроков, т. к. все они уже оказались на «небе людей».

Участники игры активно проявляли свое чувство превосходства над Ваней. В результате мальчик одним движением сделал огромную лепешку из всех фигурок людей.

«На старте»

Будьте терпеливы

В начале игры дети могут долго выбирать животное, которое будут лепить, несколько раз менять его образ до начала игры и в процессе. При необходимости увеличивайте или ограничивайте количество времени для лепки, например, сказав: «У вас есть необходимое количество времени, чтобы закончить фигурку».

Пример из практики. В игру играют дети подготовительной группы, среди которых мальчик Саша с особенностями эмоционально-волевой сферы. Я объясняю правила игры, пока дети лепят фигурки. Саша, который быстрее всех сделал фигурку улитки, говорит задумчиво: «Улитку каждый обидеть сможет…» — и переделывает ее в ежика, потом в тигра, а затем в «инопланетное животное», похожее на стул с огромными глазами.

За время игры Саше удалось сохранить свою фигурку без повреждений. Но в отличие от всех других игроков он не захотел становиться человеком — ушел на следующий круг «инопланетным животным» и сохранил за собой право делать лепешки.

«Вот тебе!»

Как играть в «Лепешку» с семьей

Рассказывает психолог: «В первый раз в “Лепешку” я играла со своей семьей. Пятилетний сын играл с упоением, ревниво защищал свой дом и отличился тем, что превратил папину фигурку во множество пластилиновых зернышек. Так он выразил свое напряжение из-за долгого отсутствия отца и адаптации к новым условиям с его появлением. Дочь-подросток в конце игры заявила: “Никогда в жизни не сяду играть в эту игру!”. Подростковый максимализм не выдержал позиций “взрослого” в свободном пространстве игры».

«На финише»

Игра с семьей — самая сложная и ответственная из всех вариантов ее проведения. В процессе участники, как в зеркале, видят свои семейные роли, способы манипуляций друг другом, ошибки в воспитании ребенка и в супружеских отношениях. Смелость принять такую реальность есть не у всех родителей.

Когда проводите игру с семьей, придерживайтесь рекомендаций:

Задачи игры «Лепешка» с семьей: Задачи игры «Лепешка» с семьей:

– дать игрокам возможность примерить новые роли, разыграть новые модели отношений, чтобы потом перенести их в жизнь;

– скорректировать негативные проявления в поведении ребенка;

– дать рекомендации по конструктивному детско-родительскому взаимодействию в свободных и безопасных условиях

1. Проинформируйте семью о цели и задачах игры. Объясните правила, предупредите о возможных неудобных ситуациях, которые могут возникнуть. Все члены семьи должны дать согласие на проведение игры.

2. Введите взрослых в игровую ситуацию. Предложите им вспомнить приятные моменты из детства, например, попросите рассказать о своей любимой игрушке. Можно предложить участникам договориться о едином возрасте. Это позволит взрослым выйти из директивной позиции родителя, добавит легкости и спонтанности в игру и упростит решение коррекционных задач.

3. Предложите игрокам придумать имена своим фигуркам. Следите, чтобы в процессе игры они обращались друг к другу по игровым именам. Таким образом, даже в случае если младший раздавит «в лепешку» старшего, не будет нарушена семейная иерархия, и участники все равно смогут отреагировать на напряжение.

4. Поддерживайте ребенка, помогайте ему выразить себя естественным способом. Предлагайте различные модели поведения, формы общения, конкретные высказывания, подбадривайте и выражайте сожаление в соответствии с ситуацией на поле. Принимайте проявления любых чувств и помогайте справляться с самыми сильными из них, например, с агрессией.

Есть семьи, которым особенно трудно осознать результаты игрового процесса, применить их к своей жизни. Тогда используйте игру несколько раз. На разных этапах у нее могут быть разные функции: диагностическая, коррекционная, терапевтическая — в этом случае если есть специально подготовленный ведущий.

«Папа, мама, я — семья»

Пример из практики. На консультации у педагога-психолога — семья с мальчиком 7,5 лет. Мама обеспокоена взаимоотношениями отца и сына: «Ругаются и кричат. Из-за сына муж решил жить отдельно». В ходе встреч совместно выяснили: родители эмоционально не поддерживают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования, оценивают его нежелательное поведение непоследовательно, используют в качестве наказания ремень (чаще — отец).

На очередной встрече психолог предложил поиграть в «Лепешку». Ребенок сделал фигурку котенка, папа — черепаху, мама — петуха. Формы и характеры фигурок раскрывают желания участников, их намерения и даже отношения к партнерам по игре: котенок старается быть нежным и милым, предполагает, что его приласкают или поиграют с ним. Но грозный петух победоносно идет к финишу, по пути отчитывая котенка и черепаху.

Черепаха всегда «в домике», но как только котенок попадает на ее территорию — сразу предъявляет требования и угрожает наказанием, если они не будут выполнены. Черепаха не давит фигуру котенка, а ставит в унизительную позу — что гораздо обиднее. В какой-то момент игры котенок превращается в змею и делает из черепахи лепешку.

— Что в игре было самым ярким для тебя? — спросила я у мальчика.

— Сделать из папы лепешку!

Родители отметили: в игре все было так, как происходит в их реальной жизни, им есть над чем задуматься. В конце игры папа сделал трогательную композицию из фигурок людей. Со слов мамы, после игры отец и сын стали договариваться, отношения заметно улучшились.

Когда ребенок играет вместе с родителями и психологом, он соотносит свои нормы поведения с родительскими и общепринятыми нормами. Если родители завышают нормы, они отличаются от общепринятых, ребенок может увидеть относительность этих норм и отказаться от них. Развитие социальной компетенции помогает семьям достичь единства взглядов и ценностей, не концентрироваться на удовлетворении личных потребностей, обратить внимание на потребности других членов семьи.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Коррекционная и развивающая работа

Развиваем пространственно-временные представления у детей с ОВЗ: тематический план занятий

Елена Абазян
педагог-психолог дошкольного отделения «Цветик» ГБОУ «Школа № 2109», Москва

Марина Чечель
методист ГБОУ «Школа № 2109», Москва





Специалисты ЦПМПК рекомендовали развивать у ребенка пространственно-временные представления. Чтобы выполнить данные рекомендации, психолог обязан иметь программу. Какие задания и упражнения включить в тематический план программы? Предлагаем упражнения, которые распределены по четырем блокам.

Пространственно-временные представления у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формируются дольше, чем у здоровых детей. Если ориентация в пространстве и во времени нарушена, то у ребенка слабо развиваются связная речь, письмо и математические представления.

Развить пространственные и временные представления у дошкольников с ОВЗ поможет программа, которая рассчитана на 2 года: первый период — работа с детьми 3–5 лет (скачать тематический план занятий для детей 3–5 лет), второй период — работа с детьми 5–7 лет (скачать тематический план занятий для детей 5–7 лет). Форма проведения занятий: индивидуальная, продолжительность занятия — 30 минут, периодичность встреч — 1 раз в неделю.

Задачи программы на втором году обучения:

  • сформировать: умение воспроизводить временные ряды (части суток, времена года, названия месяцев, дней недели); умение понимать слова «вчера», «сегодня», «завтра»; умение понимать и использовать понятия «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время»;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • развивать: умение различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час) с использованием песочных часов и звукового таймера; умение определять время по часам (механическим, электронным, кварцевым) с точностью до 1 часа.

В структуру каждого занятия входят упражнения, которые направлены на развитие: пространственных представлений (задания под номером 2); временных представлений (задания под номером 3); общей моторики или нейродинамических показателей (задания под номером 4); математических представлений (задания под номером 5).

Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Психологическая диагностика

Рукотворные книжки – новый диагностический и развивающий инструментарий

Анна Кремлякова
педагог-психолог МБДОУ детский сад № 30 «Аленушка», г. Белебей, Республика Башкортостан




Предлагаем новый метод диагностики — рукотворные книжки. Они помогут опредлить, как ребенок относится к родителям, к самому себе, как он видит свое будущее. Узнайте, какие виды книжек можно сделать вместе с ребенком и как использовать их в коррекционной и развивающей работе.

Предложите ребенку на индивидуальном занятии создать книжку своими руками. Для него такое занятие станет увлекательной игрой, а для вас методом диагностики и коррекции его самооценки, детско-родительских отношений, эмоциональных и поведенческий нарушений. Создавать книжку можно и на групповых занятиях с целью сплотить детский коллектив.

Когда ребенок создает рукотворные книжки, он развивает мелкую моторику, эстетическое восприятие, воображение, кругозор; учится анализировать, обобщать, самостоятельно делать выводы, умозаключения.

В работе над книжкой дошкольник совершенствует технику аппликации, закрепляет умение аккуратно раскрашивать, а также обогащает свой словарный запас.

Предлагаем семь вариантов книжек для работы с ребенком на индивидуальном занятии. Выберите удобный для себя вариант, исходя из того, какие показатели хотите выявить у дошкольника.

Книжка «Человечки»

Книжка «Человечки» — модификация методики «Нарисуй себя» А.М. Прихожан и З. Василяускайте.

Цель: выявить уровень самооценки и уровень развития мелкой моторики у ребенка среднего и старшего дошкольного возраста.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Материалы: лист белой нелинованной бумаги, который сложен пополам; четыре цветных карандаша — черный, коричневый, красный и синий.

Инструкция. Первую страницу оставьте чистой — в ходе работы записывайте на ней сведения о ребенке. На второй, третьей и четвертой страницах в вертикальном положении сверху большими буквами напишите названия рисунков: «Плохой мальчик/ девочка» (в зависимости от пола ребенка), «Хороший мальчик/ девочка», «Я сам(а)».

Педагог-психолог: Здравствуй, Матвей! Тебе нравятся книжки? И мне нравятся. Сегодня мы с тобой будем рисовать картинки в необычной книжке. Открой первую страничку. Нарисуй здесь, пожалуйста, плохого мальчика. Для этого возьми коричневый или черный карандаш.

Чем хуже мальчик, тем меньше должен быть рисунок. Совсем плохой — займет очень мало места. Но все равно должно быть ясно, что это рисунок человека. (Ребенок рисует плохого мальчика.)

На второй страничке нарисуй хорошего мальчика. Для этого возьми красный или желтый карандаш. Чем лучше мальчик, тем больше должен быть рисунок. Очень хороший — займет весь листок. (Ребенок рисует хорошего мальчика.)

На третьей страничке нарисуй себя. Себя ты можешь нарисовать всеми четырьмя карандашами.

Теперь мы с тобой подпишем твою книжку. Книжку рисовал Иванов Матвей, 6 лет.

Схема обработки результатов:

1. Проанализируйте рисунок «Я сам»: нарисованы все основные детали, полнота изображения, количество дополнительных деталей, тщательность их прорисовки, раскрашенность, статичность рисунка или в движении, включил себя в какой-либо сюжет, игру.

Исходное количество баллов — 10. Если отсутствует основная деталь, вычтите 1 балл. За каждую дополнительную деталь — «разукрашенность», представленность в сюжете, движение — прибавьте 1 балл. Чем больше баллов, тем позитивнее ребенок относится к рисунку, т. е. к себе (норма 11–15 баллов). Напротив, если необходимые детали отсутствуют, значит, ребенок к себе относится отрицательно или конфликтно.

2. Сопоставьте рисунок «Я сам» с рисунками «хорошего» и «плохого» мальчика по параметрам.

Параметр Балл

Размер

Совпадает с «хорошим» +1
Гораздо больше «хорошего» +2
Совпадает с «плохим»- -1
Гораздо меньше «плохого» -2
Меньше «хорошего», но больше «плохого» -0,5

Цвета

Больше синего и красного +1
Больше черного и коричневого -1
Равное количество цветов 0

Совпадение деталей (например, одежда, головной убор, игрушки, цветы)

Больше совпадений с «хорошим» +1
Полностью совпадает с «хорошим» +2
Больше совпадений с «плохим» - 1
Полностью совпадает с «плохим» - 2
Приблизительно поровну 0

Общее впечатление

Больше похож на «хорошего» +1
Больше похож на «плохого» + 1

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: