Зарубежные и отечественные психологи о проблеме ценностных ориентаций у подростков

Половозрастные особенности ценностных ориентаций у подростков

 



Введение

личность половозрастной подросток адаптация

В ценностных ориентациях сосредоточены уровень притязаний личности, представления о нравственных ценностях, готовности или неготовности действовать в соответствии с моральными нормами и правилами. Ценностные ориентации являются саморегулирующим механизмом поведения личности. В теории диспозиционной структуры личности они рассматриваются как элементы ее внутренней структуры, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процесса социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через принятие им определенных ценностей и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации.

Тема нашей курсовой работы выбрана не случайно.

Актуальность изучения ценностных ориентаций подростков в психологии объясняется тем, что система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни.

Цель: выявить половозрастные отличия ценностных ориентаций у учащихся общеобразовательных школ и основных факторов их формирования.

Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

.   Изучить сущность ценностных ориентаций.

Объект исследования: ценностные ориентации.

Предмет исследования: половозрастные особенности ценностных ориентаций подростков в их динамике, проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и жизненных целей подростков.

Гипотеза: существуют половозрастные различия ценностных ориентаций у подростков.

Методологическая основа исследования. В настоящее время исследование ценностных ориентаций личности осуществляется исходя, по меньшей мере, из четырёх, взаимоисключающих друг друга теоретико-методологических подходов:

психолого-педагогического, являющегося одной из форм выражения естественнонаучной исследовательской парадигмы. Согласно ему, ценности фактически отождествляются с потребностями и, по существу, выводятся из них;

цивилизационного, в котором отдельные социокультурные типы и специфика ценностных ориентаций представлены как выражение общечеловеческих, общецивилизационных потребностей, ценностей, закономерностей общественного развития;

аксиологического, основывающегося на интеграции естественнонаучного и общецивилизационного подходов. Процесс формирования ценностных ориентаций здесь рассматривается как процесс индивидуализации культуры через органический опыт человека, восприятия жизни как непрерывного процесса обнаружения новых аспектов «Я» в потоке жизненного опыта. Переход от «есть» к «стать» происходит как процесс становления и самоутверждения личности;

социокультурного подхода, фиксирующего социальные и культурные факторы различных существующих социальных типов культуры, каждому из которых соответствует своя система ценностей, воспроизводящая и развивающаяся на бессознательном уровне исторически сложившийся образ жизни, повседневное бытие и обыденный опыт, с одной стороны, и сознательное конструирование реальности с помощью метода идеализации и создания различных идеологий - с другой.

Методы исследования. На теоретическом уровне был использован анализ психологической, социологической, педагогической и методической литературы; на эмпирическом - «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной [10, с. 169].

Методы математической обработки данных. U-критерий Манна-Уитни, предназначенный для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного.

Социальная значимость изучения ценностных ориентаций в подростковом возрасте заключается в том, что именно данная возрастная группа через несколько лет будет определять морально-нравственный и психологический облик граждан нашей страны, а в ближайшем будущем составит основной слой людей, от которых в значительной мере будет зависеть ее развитие.

Эмпирическая база исследования: ГУО «Гатовская СШ» Минского района Минской области, 40 учеников (из них 20 юношей и 20 девушек) 9-х, 11-х классов в возрасте 15-17 лет.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 



Проблема исследования ценностных ориентаций подростков в научной литературе

Зарубежные и отечественные психологи о проблеме ценностных ориентаций у подростков

 

Категории «ценность» и «ценностные ориентации» до недавнего времени рассматривались принципиально по-разному в марксистско-ленинской и западноевропейской социологии. В первом случае за основу брался исключительно естественнонаучный, позитивистский, социально-экономический подход, абсолютизирующий роль объективных факторов формирования ценности и ценностных ориентации. Во втором, - культурологический подход, абсолютизирующий роль духовной культуры общества и субъективного фактора в формировании ценностных ориентаций. На этой абсолютизации строится в частности, социология Э. Дюркгейма и М. Вебера. Попыткой преодолеть эту односторонность явилась социология Г. Зиммеля, Т. Парсонса, Р. Мертона и целого ряда представителей современных социологических школ [2, c. 14].

В настоящее время исследование ценностных ориентаций личности осуществляется исходя, по меньшей мере, из четырёх, взаимоисключающих друг друга теоретико-методологических подходов:

психолого-педагогического, являющегося одной из форм выражения естественнонаучной исследовательской парадигмы. Согласно ему, ценности фактически отождествляются с потребностями и, по существу, выводятся из них;

цивилизационного, в котором отдельные социокультурные типы и специфика ценностных ориентаций представлены как выражение общечеловеческих, общецивилизационных потребностей, ценностей, закономерностей общественного развития;

аксиологического, основывающегося на интеграции естественнонаучного и общецивилизационного подходов. Процесс формирования ценностных ориентаций здесь рассматривается как процесс индивидуализации культуры через органический опыт человека, восприятия жизни как непрерывного процесса обнаружения новых аспектов «Я» в потоке жизненного опыта. Переход от «есть» к «стать» происходит как процесс становления и самоутверждения личности;

социокультурного подхода, фиксирующего социальные и культурные факторы различных существующих социальных типов культуры, каждому из которых соответствует своя система ценностей, воспроизводящая и развивающаяся на бессознательном уровне исторически сложившийся образ жизни, повседневное бытие и обыденный опыт, с одной стороны, и сознательное конструирование реальности с помощью метода идеализации и создания различных идеологий - с другой.

Однако естественнонаучная направленность марксистско-ленинской социологии не способствовала широкому распространению этих взглядов в нашей стране. Социология культуры и социология образования, в которых данная проблематика является центральной, возникла в СССР достаточно поздно. Ценностные ориентации в марксизме долгое время рассматривались как традиционный предмет психологической науки, откуда они были заимствованы философией, а затем социологией. Первые разработки здесь связаны с именами Ананьева Б.Г., Ивина А.А., Здравомыслова А.Г., Кона И.С, Ольшанского В.Б., Тугаринова В.П., Ядова В.А. и других исследователей. Позднее ценностные ориентации различных категорий учащихся начинают исследоваться в работах Е.М. Бабосова, А. Вардамацкого, А.В. Дмитриева, С.Н. Иконниковой, Л.Н. Когана, П.О. Кекмана, В.Т. Лисовского, Н.Я. Рубининой, А.В. Рубанова, В.И. Русецкой, А.И. Покровской, Л.В. Сохань, М.Х. Титмы, В.Н. Шубкина, Е.Л. Якуба и других советских социологов [13, c. 15].

Из всех существующих подходов по изучению ценностных ориентаций личности менее всего теоретически обоснован социологический подход. Социологическая проблематика образования активно разрабатывается в России Я.У. Астафьевым, В.С. Библером, И.С. Болотиным, А.М. Грачевой, Ю.В. Емельяновым, О.Н. Козловой, В.Я. Нечаевым, П.С. Писаревским, Ж.А. Стрельцовым, В.С. Собкиным и другими представителями социологии, образования и культуры. В республике Беларусь к числу исследователей данной проблематики следует отнести В.Л. Абушенко, И.Н. Груздову, Э.К. Дорошевича, Н.А. Залыгину, В.А. Клименко, А.И. Левко, М.Ф. Печенко, В.П. Плиско и целый ряд других ученых.

В ещё меньшей степени представлены эмпирические социологические исследования ценностных ориентации различных категорий учащихся. Ценностной проблематикой в настоящее время в России в основном занимается Центр социологии образования Российской академии образования, возглавляемый В.С. Собкиным, а в Республике Беларусь - лаборатория социологии образования Национального института образования [5, c. 31].

Анализ литературы по данной проблеме дал возможность выявить два важных момента, характеризующих сущность ценностных ориентаций: с одной стороны, они представляют собой взаимосвязь элементов направленности личности (потребностей, идеалов, установок, интересов), а с другой - выступают как выражение определенного вида ценностно-ориентационной деятельности, обусловленной уровнем развития нравственных отношений и предпочтения личности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: