Эмпирическое исследование половозрастных особенностей ценностных ориентаций у подростков

Организация и методика исследования

 

Выявление причин действий, поступков, деятельности человека - процедура, требующая кропотливого изучения. Исследование жизненных ценностей человека является одним из важнейших направлений в выявлении этих причин. В ряде исследований показано, что сила мотива и эффективность деятельности человека зависят от того, насколько ясно осознается человеком цель, смысл деятельности. Ценности являются «специфической формой смысловых образований в личностных структурах», а потому имеют непосредственное отношение к осмысленной мотивации деятельности.

С целью определения половозрастных особенностей ценностной структуры личности в подростковом возрасте нами было проведено тестирование, за основу которого был взят «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной.

Предлагаемый вариант опросника жизненных ценностей призван помочь практическому психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так и при исследовании различных групп (трудовых и учебных коллективов) по проблемам мотивации, для лучшего понимания важности различных жизненных сфер деятельности. Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» понимается отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту и признание его как важного, имеющего жизненную важность.

Вопрос о ценностных ориентациях учащихся старших классов тесным образом связан с формированием в этом возрасте мировоззрения, устойчивого самосознания, построения жизненных планов, развитием юношеской рефлексии о смысле жизни. В этом видится актуальность изучения жизненных ценностей старшеклассников общеобразовательной школы.

В нашем эксперименте принимали участие 40 учеников 9-х и 11-х классов в возрасте от 15 до 17 лет ГУО «Гатовская СШ с общеэстетическим уклоном». Из них 20 мальчиков и 20 девочек.

Для получения более достоверных данных в среде испытуемых нами был установлен контакт с учащимися заранее. Так, накануне проведения исследования мы с психологом школы провели психологическую игру в форме тренинга для большой группы на классном часу. На следующей неделе мы провели социометрический эксперимент.

Все участвовавшие в тестировании ребята с ответственностью отнеслись к ответам на вопросы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: