Вопрос 3. Конституция РФ - важнейший источник трудового права

 

В юридической литературе при рассмотрении целей трудового законодательства обоснованно усматривается связь первой статьи ТК с положениями Конституции РФ как определяющими Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7), так и признающими человека, его права и свободы высшей ценностью, соблюдение и защита которых является обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ). Следует согласиться и с тем, что из положений Конституции РФ вытекает социальное назначение трудового законодательства, которое получило четкое закрепление в ТК – установление государственных гарантий трудовых прав и свобод и создание благоприятных условий труда.

В основе Трудового кодекса заложены конституционные принципы и корреспондирующие Конституции РФ общепризнанные принципы и международные трудовые нормы. Взаимодействие конституционных принципов как равенство, право на судебную защиту, свобода труда, запрещение дискриминации и основных принципов трудового права являются основой включения ст. 64 в ТК РФ, что вполне укладывается в правовые рамки Конституции РФ и ратифицированные Конвенции МОТ. Конституционные принципы о свободе труда, праве на труд и запрещение принудительного труда получили свое выражение в нормах о переводе на другую работу, об изменении существенных условий трудового договора.

Кроме того, и это может быть главное, Конституция РФ во-первых, обладает таким качеством, как юридическое верховенство над всеми иными источниками права вообще и трудового в том числе (именно в этом смысле она и является основополагающей). Все источники права (федеральные законы, указы президента, постановления правительства РФ) издаются на основе Конституции РФ, а во-вторых, в её содержании закреплены права, свободы, обязанности человека и гражданина в связи с его трудом, они выполняют роль общих принципов трудового права, выступающих едиными началами, общими идеями, на основе и во исполнение которых осуществляется правовое регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. Нормы основного закона, закрепляющие права и свободы человека, определяют смысл, содержание и применение всех остальных законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Это полностью относится к нормам Конституции РФ, устанавливающим права и свободы человека в сфере труда и обеспечивающим защиту этих прав и свобод (ст. 7,30, 34, 37, 45, 46).

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину России обладание на ее территории всеми правами и свободами, устанавливает равные обязанности (ч.2 ст.6), равенство всех перед законом и судом и запрещает дискриминацию по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и другим обстоятельствам, предусмотренным ст. 19.

Статья 37 Конституции РФ провозглашает свободу и добровольность труда, запрещает принудительный труд, закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признано право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому предоставляется право на отдых, а работающим по трудовому договору гарантируется установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и нерабочие праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отдых. 

 

Вопрос 4. Разграничение нормотворческих полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в области трудового законодательства

 

Статья 6 ТК РФ. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

 

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: