Задача 1. Горизонтальная балка АВ длиной 12 м шарнирно укреплена правым концом в неподвижной точке В, а левым концом А опирается катками на гладкую горизонтальную плоскость. К балке в точке D под углом 30о к горизонту приложена сила F= 8 кН. На правую половину балки действует нагрузка, распределенная треугольником, причем наибольшая ее интенсивность qo= 2 кН/м. К балке приложена также пара сил с моментом М= 32 кНм. Определить реакции в опорах А и В, весом балки пренебречь (рис. 1).
Решение. Рассмотрим равновесие балки АВ. В числе активных сил на балку действует нагрузка, распределенная треугольником, Заменим эту нагрузку одной сосредоточенной силой – равнодействующей . Модуль равен площади треугольника. Высота его равна наибольшей интенсивности qo, а основанием служит часть балки ВK =6 м. Итак,
кН. (1)
Равнодействующая приложена в центре тяжести С треугольника, т.е. в точке пересечения медиан. Из геометрии известно, что ВС:СК= 2:1. Заметив, что ВС/СК=ВЕ/ЕК, найдем ВЕ= 2 ЕК= 2·2=4 м.
|
|
Рисунок 1
К балке приложены активные силы и моменты: сила , сила и пара сил с моментом М. На балку действует две связи – опоры А и В. Заменим связи реакциями связей , и . Итак, балка находится в равновесии под действием активных сил и , активной пары сил с моментом М, а также реакций , и . Задача статически определенная при трех неизвестных можно составить три уравнения равновесия. Составим уравнения равновесия
, (2)
, (3)
. (4)
Из уравнения (2) находим
кН. (5)
Из уравнения (4) при АВ =12 м, DB =10 м, ВЕ =4 м находим
. (6)
Из уравнения (3) находим
кН.
Задача 2. Компрессор, имея угловую скорость вращения п = 90 об/мин остановился совершив 12 оборотов. Определить время вращения компрессора t, скорость и ускорение а в точке компрессора на радиусе R = 0,8 м, показать их на схеме.
Решение.
.
Рисунок 2
Задача 3. Дано:
(1)
с.
Координаты точки заданы в сантиметрах.
Определить и построить в масштабе:
- траекторию точки, положение с координатами x (t 1), у (t 1);
- ;
- ;
- ;
- вычислить радиус кривизны траектории .
Решение.
Уравнения движения (1) можно рассматривать как параметрические уравнения траектории точки. Чтобы получить уравнение траектории в координатной форме, исключим время t из уравнений (1):
|
|
Таким образом, уравнение траектории точки имеет вид:
, (2)
т. е. траекторией точки является парабола, симметричная относительно оси у, с вершиной в точке с координатами (0; -1), ветви которой направлены в сторону положительной оси у (на рис. 3 траектория изображена в масштабе).
Определяем координаты точки в момент времени t 1 = 0,5 с:
см;
см.
Находим положение (•) M 1 в плоскости ху (рис. 3). Далее необходимо построить вектор скорости точки в момент времени t 1, представляя его в виде
, (3)
или
(3')
где - алгебраические величины проекций скорости точки на координатные оси в момент времени t 1 (; - для краткости); - орты координатных осей (рис. 3).
Определяем проекции скорости точки на оси координат, дифференцируя по времени уравнения (1), представляющие законы изменения координат точки с течением времени:
(4)
см/с;
см/с.
Модуль скорости точки в заданный момент времени равен:
см/с.
В соответствии с уравнениями (3), (3') строим вектор скорости v 1, с началом в (∙) M 1. Taк как v 1 х , v 1 у > 0, составляющие v 1 х , v 1 у вектора скорости, параллельные осям х, у, направлены так же, как орты этих осей (рис. 3). Единица масштаба для построения вектора скорости точки выбрана в соответствии с модулями векторов v 1 х , v 1 у и представлена на рис. 3 справа. Сложив составляющие v 1 х , v 1 у по правилу параллелограмма, получаем направленный по диагонали вектор скорости точки v 1, линией действия которого является касательная к траектории в (•) М 1 что подтверждает правильность решения задачи (рис. 3).
Вектор ускорения точки a (t 1), для краткости обозначаемый a 1, строим в масштабе двумя способами, чтобы произвести графическую проверку правильности его определения.
I способ подобен рассмотренному выше для построения скорости точки:
(5)
или
(5’)
где а 1х, a 1 y - алгебраические величины проекций ускорения точки на координатные оси в момент времени t 1.
Определяем проекции ускорения точки на оси х, у, дифференцируя по времени законы (4) изменения проекций скорости точки на эти оси с течением времени:
=0 – const;
=32 – const;
Таким образом,
см/с 2;
см/с 2.
В соответствии с уравнениями (5), (5') строим вектор ускорения точки а 1 с началом в (•) М 1. Так как а 1 х = 0, то полное ускорение точки а 1, совпадает с его составляющей, параллельной оси у. Ускорение а 1 направлено вверх (как орт j), поскольку a 1 y > 0. Единица масштаба выбрана в соответствии с его модулем и представлена справа (рис. 3).
II способ. Представляем ускорение точки в момент времени t 1 как геометрическую сумму тангенциального и нормального ускорений:
(6)
и определяем каждую из составляющих. Известно, что
Принимая во внимание, что в любой момент времени
где vx,vy - функции времени, получим:
, (7)
где aτ - алгебраическая величина тангенциального ускорения.
Тогда см/с 2.
Положительный знак а 1 τ говорит о том, что в рассматриваемый момент времени направления скорости точки v 1 и ее тангенциального ускорения совпадают (ускоренное движение). Если аτ 1< 0, то касательное ускорение точки направляют по касательной к траектории противоположно вектору скорости v 1 (замедленное движение).
|
|
Модуль нормального ускорения точки равен:
(8)
где ρ 1 - радиус кривизны траектории точки в положении M 1.
Так как ρ 1 неизвестен, модуль нормального ускорения a 1 n определяется по формуле:
(9)
см/с 2.
В соответствии с формулой (8) нормальное ускорение точки всегда положительно, а потому вектор нормального ускорения а 1 n должен быть направлен, как и орт n 1, главной нормали в положении M 1, в сторону вогнутости траектории точки (к центру кривизны кривой в (•) M 1)
На рис. 3 нормальное и касательное ускорения точки построены в масштабе. Вектор а 1, представляющий их геометрическую сумму (6), совместился с ускорением точки в положении М 1, построенным согласно уравнению (5), что подтверждает правильность его определения.
После того, как найдено нормальное ускорение, радиус кривизны траектории в рассматриваемой точке определяется из выражения
полученного из формулы (8).
см.
Результаты вычислений
Координаты, см | Скорость, см/с | Ускорение, см / с 2 | Радиус кривизны, см | |||||||
x 1 | y 1 | v 1 x | v 1 y | v 1 | a 1 x | a 1 y | a 1 | a 1 τ | a 1 n | ρ 1 |
2,0 | 3,0 | 4,0 | 16,0 | 16,5 | 0 | 32,0 | 32,0 | 31,0 | 7,9 | 34,4 |
Рисунок 3
Задача 4. Автомобиль с прицепом общим весом =40 кН движется по подъему =0,002 (рис. 4). Сопротивление его движению составляет =0,3 Н на 1 кН веса. На протяжении = 750 м скорость автомобиля изменяется от =18 до =36 км/ч. Определить силу тяги автомобиля.
Рисунок 4
Решение. Движение автомобиля – поступательное. Применим теорему об изменении кинетической энергии на перемещении М о М 1. Скорость автомобиля в точке Мо равна vo =18 км / ч =5 м / с, в точке М1 равна v 1=36 км / ч =10 м / с. На автомобиль действуют силы постоянные - сила тяги, - вес поезда, - нормальная реакция, - сила сопротивления движению (F= 0,003 G). Составим уравнение изменения кинетической энергии:
|
|
,
где
.
Вычислим работы сил:
,
.
Тогда
,
Откуда
.